Тысяча миль по Англии

Игорь Кобзев| опубликовано в номере №657, октябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Окончание. Начало см. № 18 «Смены»

6. «Камера ужасов» и «Комната смеха»

«Музей мадам Тюссо» - так называют в Лондоне основанную предприимчивой француженкой выставку восковых фигур.

Войдя в просторное помещение музея, сразу же невольно ловишь себя на мысли: «Почему так неподвижно застыла продавщица открыток? Почему так странно улыбается швейцар?» И молоденькая продавщица и одетый в ливрею швейцар - это первые восковые фигуры. У них блестящие стеклянные глаза, парики, настоящие брови и ресницы; лица и руки сделаны из розоватого воска, даже морщины видны на них.

В зале выставки выстроились в шеренгу фигуры, долженствующие воспроизводить образы знаменитых писателей, ученых, выдающихся деятелей разных стран и времен. Сходство порой передано удачно, порой - нет. Но, судя по этим безжизненным лицам, ни одному из создателей восковых фигур не удалось проникнуть во внутренний мир, в психологию образа. Все это просто восковые маски, равнодушно повторяющие знакомые черты.

Вот перед вами образ восковой сказочной спящей красавицы. Грудь ее размеренно поднимается и опускается под легкой прозрачной фатой: красавица дышит. В недоумении останавливаемся перед этим аттракционом. Для чего понадобилось так грубо воскресить сказку? Не для того ли, чтобы убить ее?..

Продолжение выставки называется «камерой ужасов». В нее нужно спускаться по узенькой лестнице. В полумраке за решеткой притаились здесь восковые фигуры знаменитых преступников. В темных углах виднеются искаженные мукой лица жертв, пятна крови на стенах. Здесь выставлены напоказ все орудия пыток - от средневековой дыбы до электрического стула.

В подавленном состоянии, недоумевая, зачем все это собрано здесь, выходишь из мрачной камеры. Больно и обидно становится за художников, за скульпторов, за тех, которые создали это подобие искусства.

В тот же день нам удалось посетить знаменитую Лондонскую картинную галерею, или, как ее здесь называют, «Тэйт - галерею» Большое впечатление произвели на нас пейзажи художника прошлого века Джона Констебля, очень сочные, красочные. С удовольствием рассматривали мы картины популярного в Англии художника д. М. Ю. Тэрнера. Легко понять, почему так любят англичане картины Тэрнера: он прекрасно передает в них цветные, полупрозрачные туманы, в которых порой теряются очертания предметов. А ведь туманы почти не покидают острова Великобритании, к ним здесь просто привыкли. В, произведениях Тэрнера, написанных в очень мягкой манере, радуют глаз нежные золотые и голубовато - серебряные переливы тонов. Картины изображают штормы на море, солнечные восходы и закаты, пышные гостиные старинных замков.

Долго, с интересом бродили мы по залам, где выставлены картины великих художников английского народа. И вдруг вошли в зал современного модернистского искусства. Первое впечатление от этого зала такое, точно попали в иной мир, мир непонятных, необъяснимых вещей. С холстов смотрят на нас зеленые перекошенные лица, чудовищные зигзаги, кривые многоугольники и квадраты, изуродованные обрубки человеческого тела... Картины носят странные названия: «Абстракт», «Спиральный мотив», опять «Абстракт». Под потолком подвешена сконструированная из кусков железа модель чудовищного насекомого.

- Что же это такое? - с искренним изумлением восклицает Вадим Кириченко.

- А вы разве сами не видите? - говорит сопровождающий нас англичанин - студент. - Это символическое изображение движения. Работа скульптора Чедвига.

Может быть, это было нехорошо с нашей стороны, но все мы громко и откровенно захохотали, когда увидели сооруженную из тонких железок фигуру, представляющую собой некое подобие саранчи. То была скульптура Реджинальда Батлера «Женщина»! Произведения, выставленные в зале художников - модернистов, сюрреалистов и импрессионистов, демонстрируют не искусство, а скорее уродливый бред больной мысли. И нет ничего удивительного в том, что в этом зале, который можно было бы назвать «комнатой смеха», одни из нас принял за скульптуру... деревянную лестницу, стоявшую посреди зала и предназначенную для ввинчивания электрических лампочек.

Только порвавшие всякую связь с жизнью своего народа художники могли «создать» «произведения», подобные выставленным в этом зале. По - настоящему становилось обидно за тех обманутых молодых англичан, которые всерьез, изо всех сил старались вникнуть в тайный смысл этих уродливых формалистических «произведений».

- Что вы находите в этом интересного? - спросили мы девушку в очках, стоявшую возле портрета, на котором изображено ассиметричное зеленолицее чудовище.

- Видимо, художник хотел передать свое личное восприятие действительности, - смущенно проговорила она.

- Но если его восприятие действительности так сильно отличается от восприятия других людей, то он или обманщик или ненормальный человек, - вполне логично возразил Вадим Кириченко. - Хотели бы вы быть похожей на этот портрет?

- О, конечно, нет! - воскликнула девушка.

7. Кембридж и Оксфорд

Из Лондона мы выехали в университетский городок Кембридж и затем - в Оксфорд.

Англичане считают Кембриджский и Оксфордский университеты лучшими в мире. По сравнению с ними даже Лондонский университет принято здесь считать «провинциальным».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены