«Фиделио»

Л Гороховская| опубликовано в номере №657, октябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вена в ноябре 1805 года... В австрийской столице расположились наполеоновские войска. Богатые и знатные семейства покинули город, а оставшиеся жители попрятались по домам...

В эти тревожные дни, накануне Аустерлицкого сражения, в полупустом зале Венского театра давалось первое представление оперы Бетховена «Фиделио». Французские офицеры и несколько газетных репортеров - вот кто были первыми слушателями оперы. Конечно, они не оценили «Фиделио»: непривычная новизна музыки отпугивала; глубокое содержание произведения, его высокие мысли и чувства остались непонятыми.

«Фиделио» - единственная опера великого композитора. Постановки ее на сцене Венского театра успеха не имели, многие музыкальные критики считали оперу творческой неудачей и уверяли Бетховена, что он не знает сцены и не должен писать опер. Бетховен, несмотря ни на что, на протяжении десяти лет постоянно возвращался к своей опере, несколько раз переделывал ее от начала до конца, писал новые куски, тщательно отшлифовывал детали, ценою огромных усилий старался сохранить сценическую жизнь «Фиделио».

В этом произведении в яркой образной форме раскрывается идея, которая постоянно волновала Бетховена и нашла свое выражение в его лучших сочинениях. Это уверенность в победе сил света и добра над силами мрака и угнетения. Преодолевая жизненные невзгоды и страдания, человек в борьбе находит свое счастье.

Опера «Фиделио» получила горячее признание среди русских музыкантов. Глинка называл ее своей любимой оперой. Однако в России она была поставлена впервые только через сто лет после написания - на сцене Мариинского театра. Но свободолюбивые идеи оперы, в которой показано, как народ сокрушает власть тирана и освобождает из тюрьмы политического узника, не могли прийтись по душе царю и его приближенным. Опера была снята с репертуара. За «Фиделио» укрепилась репутация оперы несценичной, лишенной динамики и интересного действия.

Недавно опера Бетховена была поставлена на сцене Большого театра Союза ССР. Ее успех у советских зрителей показывает, как близко и понятно нам мужественное, вдохновенное искусство Бетховена.

Уже первые звуки увертюры вводят слушателей в величественный, прекрасный мир мыслей и чувств, заложенных в музыке оперы.

Поднимается занавес... На сцене уютный, опрятный дворик перед домом, где живут старый Рокко и его дочь Марчелина. Марчелина полюбила поселившегося здесь недавно юношу Фиделио и мечтает выйти за него замуж. Но Фиделио вовсе не юноша, а переодевшаяся в мужское платье Леонора - молодая жена народного героя, борца за свободу Флорестана, заключенного в тюрьму злобным тираном Пизарро.

Пизарро ненавидит Флорестана и боится его, даже закованного в цепи. Он решается на страшное преступление - тайно убить Флорестана. Но его ненависть сталкивается с беззаветной и чистой любовью Леоноры. Проникнув под видом Фнделио в камеру. Леонора встает на защиту своего мужа и в жестокой схватке побеждает Пизарро.

В «Фиделио» наряду с известными артистами Большого театра Н. И. Покровской, Г. М. Нэлеппом, А. П. Ивановым, И. И. Масленниковой выступили молодые певцы Г. Вишневская (Леонора), В. Ивановский (Флорестан), М. Киселев (Пизарро). Они прекрасно справились со всеми вокальными и сценическими трудностями этих сложных партий.

Каждый эпизод оперы несет на себе отпечаток огромной, кропотливой работы постановщиков - дирижера А. Ш. Мелик - Пашаева и режиссера Б. А. Покровского. Особенно удачным получился торжественный финал оперы. Мрачные тюремные застенки сменила залитая солнцем площадь. На площади оживленная, счастливая толпа: Пизарро побежден! Выходит из тюрьмы освобожденный Флорестан, и Леонора снимает с его рук цепи. В ликующем гимне воспевает народ свою победу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены