Туркестано-Сибирская магистраль

П Лопатин| опубликовано в номере №70, январь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Богатства и нужды Туркестана

Знойный, солнечный Туркестан и холодная, снежная Сибирь, гранича между собой, бесконечно непохожи друг на друга.

Залитый солнцем, песчаный и степной Туркестан испокон веков славился своим хлопководством. С давних пор ранней осенью его базары были завалены громадными тюками, из дыр которых выглядывали пушистые комья белой ваты: это прессованный хлопок ждал своего отправления в промышленно - текстильные центры.

На выжженных солнцем песках Туркестана нет влаги. Там воздух почти всегда туманится от тончайшей желтой пыли, подымаемой ветром, и на сотни верст, как застывшие волны, стоят холмы сыпучего песка. Только уродливые, угловатые стволы саксаульного леса сидят на раскаленной почве. Но они не могут дать ни достаточно древесины для промышленного топлива, ни тем более материала для стройки.

Знаменитые хлопчатники отдельными островками раскинулись на этих песках в тех местах, где удалось по длинным «арыкам» (канавам) подвести к ним воду. И вот эти - то прекрасные поля, отнятые с таким каторжным трудом от раскаленных песков и как будто самой природой созданные для капризного дорогого хлопка, приходится частью засевать пшеницей, чтобы заполнить хлебный пробел в туркестанском хозяйстве. А за недостающий для наших фабрик хлопок нам приходилось из - за этого втридорога переплачивать загранице.

Туркестан всегда голодал по хлебу, топливу и строительному лесу.

Богатства Сибири недоступны Туркестану

Сибирь, гранича с Туркестаном, бедна тем, чем богат Туркестан, и богата тем, в чем так нуждается ее сосед.

Западная Сибирь недаром славится своей пшеницей: даже в самые голодные годы в западносибирских деревнях лежало в закромах зерно третьегодняшнего урожая.

Кузнецкий каменноугольный бассейн Западной Сибири по справедливости носит почетное имя «главного угольного закрома СССР»: в его недрах лежит 60% всех наших угольных богатств.

И, наконец, сибирские леса представляют такое неисчерпаемое богатство, которое долго еще будет большим подспорьем нашего советского хозяйства.

И вот этот - то сибирский хлеб, лес и уголь Туркестан не мог получить по прямому пути непосредственно через Туркестано-Сибирскую границу. Отсутствие железной дороги и громадные, широко раскинувшиеся степи Казахстана не давали возможности перебросить в Туркестан богатства Сибири.

Туркестан получал их окружным путем через Европейскую Россию, платя за них непомерно высокие цены.

Важное постановление СТО

Царское правительство, прекрасно понимая всю ненормальность положения, тем не менее, ничего не сделало для его преодоления. Даже наоборот. Находясь под влиянием крупных помещиков европейской части России, которые опасались конкуренции у себя и в Туркестане сибирского зерна, оно ввело так называемый «челябинский переломный тариф»: при следовании сибирского хлеба на европейские рынки этот тариф искусственно повышал стоимость провоза на 15 копеек за пуд. Таким образом, он резко удорожал сибирскую пшеницу, делая почти невозможным привоз сибирского зерна на европейский, а тем более на туркестанский рынок.

Советская власть отменила этот тариф, но все же не могла открыть сибирскому хлебу широкого выхода на внесибирские рынки: крайне скудная сеть железных дорог Сибири; делала невыгодным производство пшеницы уже в 100 километрах от сибирской магистрали. И само собой напрашивался выход: соединить Туркестан с Сибирью железной дорогой, которая дала бы возможность обменяться своими богатствами этим двум крупнейшим районам страны.

СТО в своем заседании от 3 декабря прошлого года постановил:

«Постройку Туркестано - Сибирской железной дороги начать в этом хозяйственном году с тем, чтобы закончить ее в пятилетний срок».

Новая дорога освободит нас от импорта иностранного хлопка

Что даст Туркестану эта дорога? Прежде всего - хлеб. С постройкой Семиреченской железной дороги алтайская, семиреченская и барнаульская пшеница, в размере 20 миллионов пудов, может быть ежегодно переброшена в Туркестан. Этот кратчайший путь даст возможность Туркестану платить нормальную цену за хлеб, потому что дорога сэкономит на пуде пшеницы, по крайней мере, от 18 до 38 копеек.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены