Туркестано-Сибирская магистраль

П Лопатин| опубликовано в номере №70, январь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кроме этого, новый близкий рынок пшеницы сделает возможным засев новых огромных территорий в Семиречье и Казахстане и тем самым увеличит общий хлебный фонд Союза.

Но этого мало. Получив сибирский хлеб, Туркестан освободит нас от необходимости привоза в него тех 20 миллионов пудов хлеба с Северного Кавказа, которые таким образом могут быть переброшены в Ростовский порт для вывоза за границу. При переводе на язык золота это значит: Семиреченская железная дорога увеличит наш ежегодный хлебный экспорт на 17 миллионов долларов (1 доллар =2 золот. рублям). Получив дешевый сибирский хлеб, Туркестан в состоянии будет освободить для посевов хлопка 230.000 десятин поливных земель, теперь засеваемых пшеницей. А это увеличение площади советских хлопчатников как нельзя более кстати для нас: это не только снабдит наши текстильные фабрики недостающим хлопковым сырьем, но и уменьшит наш ввоз заграничного хлопка, который нам стоит далеко не дешево. Займемся и здесь арифметикой. Сейчас, говоря грубо, мы ввозим каждый год 81/2 миллионов пудов американского хлопка. Это стоит нам 55 миллионов долларов. Семиреченская дорога, подарив Туркестану десятки тысяч десятин под хлопковые плантации, полностью восполнит этот пробел, освободит нас от зависимости от американского хлопка и сохранит ежегодно в нашей кассе 55 мил. долларов, которые мы сейчас выплачиваем американским хлопковым королям.

Короче говоря, постройка новой дороги, разрешая только один хлебохлопковый вопрос, даст нашей внешней торговле увеличением вывоза хлеба и прекращением ввоза хлопка ежегодную прибыль в 72 миллиона долларов. Уже одним этим новая дорога выходит далеко за пределы местного значения только для Сибири и Туркестана. Она делается дорогой общесоюзного значения.

Семиреченская дорога даст Туркестану лесной материал сибирских массивов

Не надо думать, что новая Семиреченская дорога будет только «хлебной дорогой». Удовлетворив потребность Туркестана в пшенице, дорога «накормит» его и строительной древесиной, в которой он нуждается, быть может, даже больше, чем в дешевом хлебе.

Надо сказать, что сама природа как будто позаботилась о том, чтобы Туркестан нуждался в лесе: она не только не дала Туркестану собственных лесных массивов, но даже и сибирские многоводные реки чрезвычайно неудачно расположила с точки зрения экономики Туркестана. Они все текут не из леса в степь, а наоборот, и этим не позволяют пользоваться ими для сплава лесных материалов. Новая же дорога свяжет девственные, до сих пор почти не разрабатываемые, лесные массивы Алтая с безлесным Туркестаном, обеспечит строительные и оросительные работы Туркестана дешевым пиленым лесом, а туркестанскую промышленность - дешевым углем Кузнецкого бассейна.

Стоит ли тратить 150 миллионов рублей?

Хлеб, лес и уголь - вот основной груз будущей дороги. Но эта новая магистраль выполнит еще целый ряд интересных и важных заданий.

Она возродит угольные, серебро - свинцовые и золотопромышленные предприятия края, которые в свое время возникали в большом количестве, но прекращали свою деятельность из - за отсутствия удобных путей сообщения.

Она откроет Туркестану и Казахстану новые рынки сбыта для их продукции: садоводства, виноградарства и кустарной промышленности.

Она будет способствовать усилению вывоза в Англию путем использования Карской северной экспедиции экспортного сырья: конины, волоса и шерсти.

Затем неизбежно с проведением дороги усилится и рост промышленных предприятий по переработке продуктов животноводства, утилизации костей и других отбросов для целей удобрения, в которых нуждаются хлопковые районы.

И, наконец, непосредственная близость дороги к границам западного Китая даст возможность усилить наш товарооборот и разрешит ряд вопросов, связанных с нашими сырьевыми заготовками в этой стране. Семиреченская дорога приобщит к жизни громадный район Казахстана и западной Монголии, район молодой, почти не тронутый в своем хозяйственном развитии, бесконечно разнообразный по своим огромным, большей частью даже еще не учтенным богатствам, район, по своей площади равный Франции и Италии, соединенным вместе.

И за все это нам придется уплатить 150 миллионов рублей - сумму стоимости всей дороги. Эта крупная цифра так мала по сравнению с громадным значением новой дороги, что двух ответов быть не может: Сибиро - Туркестанская магистрали стоит того, чтобы затратить на ее постройку даже вдвое большую сумму.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены