В октябре 1841 года Гоголь приехал в Москву, чтобы печатать первый том поэмы «Мёртвые души». Два месяца он усиленно работал над окончательной отделкой произведения. К декабрю эта работа была закончена, и писатель передал свою поэму в Цензурный комитет. Сперва рукопись была прочитана цензором Снегирёвым, и когда тот представил её со своими замечаниями в Цензурный комитет, последний был глубоко возмущён прежде всего самым названием вещи. «Нет, этого я никогда не позволю, - закричал заменявший председателя Комитета Голохвостов. - Душа бывает бессмертна, мёртвой души не может быть; автор вооружается против бессмертия». Об этом рассказал Гоголь в письме Плетневу.
В конце концов Московский Цензурный комитет заявил, что самый сюжет глубоко безнравственен. Ведь Чичиков скупает ревизские души, говорили цензоры, а это значит, автор выступает против крепостного права. Книга Гоголя не была пропущена в печать Московским Цензурным комитетом.
В 7-м номере читайте о нашей первой женщине-дипломате Александре Коллонтай, об истории написания портрета баронессы Икскуль фон Гильденбант – одного из самых известных произведений Ильи Репина, о жизни известнейшего театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко, о наших замечаетельных мастерах – реставраторах Русского музея, о создании свадебного марша Мендельсона, о великом русском ученом и путешественнике Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, новый детектив Елены Колчак «Смерть в замке» и многое другое.
Отрывок из доклада на гоголевском семинаре