Гоголь и Белинский

Н Бельчиков| опубликовано в номере №595, март 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Гоголь и Белинский - два гиганта великой русской культуры, литературы, искусства и общественной мысли XIX века.

В. И. Ленин в статье «Ещё один поход на демократию» (1912) писал:

«Некрасов восклицал в давно-давно прошедшие времена:

... Придёт ли времячко (Приди, приди, желанное!), Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесёт?

Желанное для одного из старых русских демократов «времячко» пришло. Купцы бросали торговать овсом и начинали более выгодную торговлю - демократической дешевой брошюрой. Демократическая книжка стала базарным продуктом. Теми идеями Белинского и Гоголя, которые делали этих писателей дорогими Некрасову - как и всякому порядочному человеку на Руси - была пропитана сплошь эта новая базарная литература...

- Какое «беспокойство»! - воскликнула мнящая себя образованной, а на самом деле грязная, отвратительная, ожиревшая, самодовольная либеральная свинья, когда она увидала на деле этот «народ», несущий с базара... письмо Белинского к Гоголю».

Ленин, опровергая либерала Щепетева, отметил широкое распространение демократической литературы в 1905 году в процессе революционной борьбы и указал на подлинную народность идей Белинского и Гоголя. Эта высокая оценка Ленина наглядно показывает, как близко стоят в истории русской литературы и в истории общественного движения XIX века имена гениального писателя-сатирика Гоголя и гениального русского критика, революционера-демократа Белинского.

Гоголь - творец бессмертных «Ревизора» и «Мёртвых душ», чарующих «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода» и других замечательных произведений, пронизанных горячей любовью к родине, к народу.

Чувством безграничной любви к родине наполнена и повесть «Тарас Бульба», где воспеты народные герои и их подвиги; эта же любовь к родине воодушевляла Гоголя

на беспощадное обличение существовавшего тогда общественно-политического строя, который делал уродами людей, угнетал народные массы, подавлял и порабощал человеческую личность.

«Я живу весь... в своем народе и земле, которые носятся неразлучно со мною, и всё, что там ни есть и ни заключено, блике и ближе становится ежеминутно душе моей» - писал Гоголь.

Патриотическое служение родине объединяло с Гоголем и Белинского, который выступал непримиримым борцом против феодально-крепостнического строя.

Общей почвой, питательной средой, вдохновлявшей Гоголя на то, чтобы «собрать в кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше требуется от человека справедливости и за один раз посмеяться надо всем», и Белинского - на борьбу против крепостничества, были освободительное крестьянское движение, связь с народом.

Для Гоголя этот вопрос решался сложнее, чем для Белинского. Последний под воздействием могучих порывов народных масс к свободе в 40-е годы пережил стремительно быстрое созревание революционно-демократических взглядов, стал «предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении... еще при крепостном праве» (Ленин). Белинский в силу высоты своих воззрений явился предшественником русской социал-демократии.

Гоголь, по словам Добролюбова, в своих бессмертных творениях «очень близко подошел к народной точке зрения, но подошел бессознательно, просто художнической ощупью».

Добролюбов разумел под «народной точкой зрения» свержение феодально-крепостнического строя. Великий критик, без сомнения, признавал большое революционизирующее значение произведений Гоголя, который, однако, сознательно, глубоко убеждённо революционных позиций разделять не мог.

Для нас, однако, несомненно, что критический пафос Гоголя был прямым отражением его ненависти к крепостнической действительности тогдашней России. Образы, созданные в своё время Гоголем, сослужили великую службу делу борьбы революционной демократии. Могучим смехом «Ревизора» Гоголь пригвоздил к позорному столбу николаевскую Россию. «Мёртвые души» были также сокрушительным ударом по миру бездельников, взяточников, пошляков, вообще «небокоптителей».

Творчество Гоголя было противоречивым. С одной стороны, гениальный художник-реалист, создавший глубоко правдивые образы, разоблачавшие язвы общественного строя, с другой стороны, писатель, который верил, что разрешение важнейших социальных вопросов может быть достигнуто путём нравственного самоусовершенствования человека.

Но Гоголь был великим реалистом. Белинский высоко ценит бессмертные образы, созданные Гоголем. Писатель в своих гениальных художественных произведениях с большой силой и правдивостью отразил существенные стороны жизни старой, крепостной России. Эти творения занимают выдающееся место в русской и мировой литературе, они вошли в золотой её фонд. Реалистические произведения Гоголя имеют большое идейное и художественное значение и в настоящее время.

Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных разбору сочинений и писем Гоголя. Гоголь был самым дорогим и близким ему писателем. «Вы у нас теперь один, - писал он Гоголю в 1842 году, - и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою; не будь вас - и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни нашего отечества».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены