Так приходит мастерство

Н Рыленков| опубликовано в номере №642, февраль 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Издавна повелось, что почти каждое воскресенье молодежь обувной фабрики совершает прогулки за город. Летом - на велосипедах, зимой - на лыжах.

Особенно любит эти прогулки Маша Шамбурова. Собственно говоря. Маша и организует их в последнее время. Она лучшая велосипедистка на фабрике, да и среди лыжников тоже не последняя.

Места вокруг Смоленска живописные, одно красивее другого. И везде хочется побывать. Хорошо зимой в мороз идти на лыжах через снежные поля по сухо поскрипывающему насту, где холодные серебристо-зеленые блестки то вспыхивают совсем перед глазами, то вдруг убегают, увлекая за собой все вперед и вперед, все дальше и дальше.

Не так ли увлекают и юношеские мечты?

... Маше только недавно исполнилось двадцать лет.

Три года назад, окончив в деревне под Смоленском семилетку, она прямо со школьной скамьи пришла на фабрику. Как недавно и как давно это было! Тогда она выглядела еще совсем подростком и была рада, что ее приняли на должность курьера. Правда, директор фабрики, чтобы подбодрить ее, пообещал:

- Если будешь стараться, быстро освоишься на фабрике, переведем на другую, более интересную работу.

Маша запомнила это и старалась изо всех сил. Присмотревшись к ней, директор остался доволен ее расторопностью и, пригласив к себе в кабинет, сказал:

- Нужно овладевать настоящей профессией. Пойдешь учиться на закройщицу. Согласна?

- Еще бы! - поспешила согласиться Маша, не ожидавшая, что ее так скоро возьмут в цех.

Прикрепили Машу к одной из лучших мастериц закройного цеха - Анне Захаровне Ловчевой.

С первого взгляда работа закройщицы кажется совсем несложной, и учиться там как будто особенно нечему. Накладывай на кожу готовые модели деталей обуви и аккуратненько вырезай их. Вот и вся премудрость. Но так кажется только с первого взгляда. На самом же деле тут нужна большая сноровка и хороший глазомер. Необходимо, взяв в руки кожу и распластав ее перед собой, сразу ориентироваться: каким образом раскроить ее, чтобы вышло как можно больше деталей, как можно меньше отходов. Неопытная или невнимательная мастерица может добрую половину товара пустить в обрезки.

Маша догадалась об этом сразу и решила, прежде всего, постигнуть секрет того, как лучше определять, где и какие детали выгоднее выкраивать. Поэтому в первое время она работала медленно, по русской пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Мастерица даже ворчать начала:

- Уж очень долго копается эта ученица. Дает за смену деталей всего на двенадцать пар обуви, а могла бы побыстрее поворачиваться.

- Ничего, Анна Захаровна, не беспокойтесь, я вас не подведу, - отвечала Маша. - За меня краснеть не будете.

В июне 1951 года Маша, наконец, перешла на самостоятельную работу. В первый же месяц она выполнила производственное задание на сто пять процентов.

- Ого! - удивилась и обрадовалась Анна Захаровна. - Да ты, я вижу, не такая уж копуша. Можешь работать. Ну, поздравляю!

- Я же говорила, что не подведу вас, - улыбнулась Маша, просияв от похвалы своей учительницы.

Выработка ее росла из месяца в месяц. Одновременно росла и экономия материала. Имя молодой закройщицы все чаще и чаще упоминалось в ряду лучших мастериц цеха. Когда ей сказали, что она перекрыла показатели своей бывшей учительницы, Маша сначала не поверила:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены