В ущелье Адыл-Су

М Ануфриков| опубликовано в номере №642, февраль 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Закончились зимние каникулы. Отдохнувшие, посвежевшие, студенты снова берутся за учебу. Одни отдыхали под Москвой в домах отдыха - ходили на лыжах, катались на коньках, - другие провели эти дни в походах, третьи, как, например, студент Московского художественного института Юрий Тур, старший преподаватель Полиграфического института Валерий Емельянов, провели каникулы в альпинистском лагере в ущелье Адыл-Су, на Кавказе.

... Машина несется по горному шоссе Нальчик - Баксан. Чем выше, тем ближе к дороге опускаются с гор снега, местами перекрывая ее. Наконец вся дорога спряталась под сугробами. Дальше ехать нельзя. Вновь прибывшие, в большинстве студенты Москвы, Ленинграда и других городов, сошли с машины и пешком, приминая глубокий снег, направились в альпинистский лагерь «Шхельда» ДСО «Спартак».

Дорога идет по ущелью Адыл-Су. Бешеная река не замерзает и зимой. Яростно ударяя о камни, покрытые шапками снега, несется она с гор. Вдоль тропинки, одетые в пушистые снежные шубы, выстроились сосны и буки.

Перейдя один из завалов, спортсмены углубились в лес, полный таинственного синего полусвета и тишины. Поддавшись очарованию, казалось, уснувшего леса, шли молча, любуясь меняющимися пейзажами.

А вот и лагерь. Тенистые кусты барбариса, летом розовые от ягод, сейчас спрятались под белым покровом. Снег завалил веранду, и лыжники запросто съезжают по ступенькам на лыжах.

Горнолыжник должен знать горы, как альпинист, должен уметь рассчитать режим и темп движения, как лыжник, знать технику спуска и поворотов, как слаломист.

Неуверенны первые шаги молодого горнолыжника. Не обходится и без неудач. Но спортсмен снова и снова отрабатывает неудавшийся поворот, пока не научится выполнять его на большой скорости, не теряя равновесия.

И вот уже по извилистой дистанции слалома лыжник мчится так, что флажки разметки мелькают цветными пятнами перед глазами, а финишная черта приближается с каждым разом все быстрее.

Южное солнце позволяет в середине дня ходить на лыжах без рубашки. Воздух сух, в снег весь день остается рассыпчатым. Скорость спуска не снижается.

Участники сбора шлифуют технику слалома. Особенно красив поворот прыжком. Не каждый его умеет делать.

Когда молодежь освоила основные приемы, наступило время для зачетного похода через перевал. Но неожиданно разбушевалась метель. Еще пару дней пережидали спортсмены, пока уляжется снег на склонах.

И вот раннее утро встречает колонну лыжников чистым белым снегом и тишиной, которую нарушают только шуршание лыж да скрип креплений. Лыжники подходят к ледопаду и, связавшись веревкой, осторожно преодолевают глубокие трещины, местами скрытые сугробами. Стороной обходят крутой ровный склон с нависшей снежной массой и выбираются на середину ущелья.

Но с отдаленного склона поползла первая лавина. Еще клубились облака оседающей снежной пыли, когда до слуха лыжников донесся грохот нового обвала. И сейчас же справа от колонны сорвалась еще одна лавина, затем другая... Казалось, что шум первой лавины разбудил ущелье и оно начало свою работу, торопясь уложиться в короткий зимний день.

Внимательно осматривая рельеф, прикидывая все возможные пути, лавируя между трещинами и старыми нагромождениями, отряд продвигался вперед и вверх, к показавшемуся на фоне неба перевалу - седловине в высоком горном хребте.

Вечереет. Пора сделать привал. И через полчаса на безлюдном снежном плато вырос палаточный городок. Внутри каждой палатки, уютно устроившись на спальных мешках, лыжники готовят ужин. Шипят и фыркают походные примусы, и вскоре аппетитный запах начинает пробиваться из-под крышек алюминиевых кастрюль.

С перевала потянул морозный ветерок. Змеилась поземка, шурша по крышам палаток. Хлопают полотнища, стряхивая морозную пыль инея на лица спящих, которых не может разбудить даже гулкий «выстрел» лопнувшего ледника.

Поднялась луна, и пейзаж преобразился. Облитые холодным серебристо-голубым светом горы приобрели вид каких-то неземных нагромождений.

... В густой фиолетовой тени раннего утра лыжники поднимаются к перевалу. Прямой подъем сменяется «елочкой», затем «лесенкой». Все круче склон. Становится жарко. Откинуты капюшоны, расстегиваются брезентовые куртки штормовых костюмов. Надо успеть подняться на перевал по теневому снегу.

С первыми лучами солнца, скользнувшими из-за выступа скалы, вышли, наконец, на перевал. Чудесный мир заснеженных горных хребтов и глубоких, полных синей морозной мглы ущелий открылся перед спортсменами.

С трудом оторвавшись от изумительной панорамы, лыжники осторожно начали спуск на противоположную сторону перевала, в соседнее ущелье, лежавшее в тени. Сначала пробирались через подгорную трещину по завалившему ее лавинному снегу. Выйдя на сравнительно пологий склон, отряд быстро заскользил вниз, к теплу, к лесу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены