Страницы большой жизни

М Величко| опубликовано в номере №688, январь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Разлив! - оповестил экскурсовод. Недалеко от вокзала автобус сворачивает на одну из тихих улиц поселка и останавливается на берегу озера, у дощатого сарая. Мы сразу узнаем это неказистое строение, в котором Владимир Ильич скрывался около недели. На чердаке сарая были поставлены стол и два стула, на сене устроена постель.

Мы не заметили, как и когда появился среди нас человек преклонного возраста, в шапке - ушанке.

- Как вам нравится «дача»? - спросил он. Это оказался сам хозяин сарая - Н. А. Емельянов. Он часто навещает бережно охраняемый сарай и охотно делится с экскурсантами своими воспоминаниями.

- Почти сорок лет прошло с тех пор, а я и сейчас вижу, как мы с Владимиром Ильичем шли от вокзала, как поднимались по лесенке на чердак сарая... Лето было жаркое, крыша накалилась, на чердаке духота, как в бане, темнота - света только и есть, что проникает в щели... Загляну, бывало, на чердак, проведать Ильича, а он сидит за столиком, пишет...

Кипучую энергию, трудолюбие Владимира Ильича ни с чем сравнить невозможно. В любых условиях - в камере царской тюрьмы, в ссылке, в революционном подполье - он неутомимо работал. «Его мысль, - писал Горький, - точно стрелка компаса, всегда обращалась острием в сторону классовых интересов трудового народа». Вот и здесь, в полумраке чердака, он набросал «Письмо в редакцию «Пролетарского дела» и статью «К лозунгам». В этих трудах Ленин дал глубокий анализ политического положения в России после июльских событий. Разоблачая империалистическую политику контрреволюционного Временного правительства и предательскую роль меньшевиков и эсеров в Советах, великий вождь указывал партии и пролетариату путь к победе социалистической революции.

- Конечно, чердак сарая - не бог весть какие хоромы, - рассказывает Н. А. Емельянов, - но долго оставаться и тут небезопасно было для Ильича. Кругом на дачах жили офицеры царской армии, чиновники разных департаментов. Поэтому через неделю я усадил Владимира Ильича в лодку и перевез на тот берег озера. Там, в шалаше из веток и сена, под видом рабочего - косца и жил Ленин до самой осени.

Поблагодарив Емельянова, мы отправились на противоположный берег, к шалашу Ильича.

... Дорога вьется вдоль большого, скованного льдом озера. Снег перестал идти, но поднялся пронизывающий приморский ветер, погнал колючую снежную поземку. Наш автобус обогнал не одну колонну лыжников. Шли студенты и школьники, солдаты и матросы... У ленинградской молодежи уже стало традицией прокладывать в эти студеные январские дни лыжную трассу к шалашу Ильича.

Еще издали сквозь оголенные ветви осинника мы увидели высокий гранитный памятник и теперь, столпившись у его подножия, читаем высеченную на отвесной стене надпись:

«На месте, где в июле и августе 1917 года в шалаше из ветвей скрывался от преследований буржуазии вождь мирового Октября и писал свою книгу «Государство и революция», на память об этом поставили мы шалаш из гранита.

Рабочие города Ленина.

1927 год».

Рядом с гранитным памятником стоит заснеженный шалаш. Его все эти годы поддерживают именно в таком виде, каким он был, когда в нем укрывался Ленин. Здесь же стоит таганок с подвешенным котелком... Подлинные вещи, которыми пользовался Владимир Ильич в те дни, хранятся в Центральном Музее В. И. Ленина в Москве, но и дубликаты предметов дают полное представление о жизни необыкновенного «косца» на пустынном, поросшем кустарником берегу озера... А вот из - под снега виднеются два пня. Один из них, тот, что повыше, служил Владимиру Ильичу письменным столом. Меньше чем за два месяца пребывания на берегу озера Владимир Ильич написал такие произведения, как «О конституционных иллюзиях», «Ответ», «Уроки революции», «Слухи о заговоре», «За деревьями не видят леса» и другие. Здесь он разработал план и написал первые главы знаменитого труда «Государство и революция», в котором развил марксистскую теорию о государстве, защитил ее от опошления и искажения оппортунистами, наметил основы политики и первые практические мероприятия диктатуры пролетариата. В этой книге Ленин объяснил нам, строителям коммунизма, как следует правильно понимать указание Маркса о двух фазах коммунистического общества - социализме и коммунизме. Различие этих двух фаз, писал Владимир Ильич, определяется степенью экономической зрелости, уровнем развития производительных сил. Если при социализме мерой труда и мерой потребления служит требование: «от каждого по способностям, каждому по труду», - то при высшей фазе коммунизма каждый человек будет работать по способностям и получать по потребностям. Для осуществления принципа коммунизма требуется высокая производительность труда, такое гигантское развитие производительных сил, которое даст обществу обилие продуктов и товаров. «До тех пор, пока наступит «высшая» фаза коммунизма, - читаем мы выдержку из книги Ленина, - социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления».

Мм часто повторяем слово «ленинизм». Но всегда ли мы примеряем ленинские требования к себе, проверяем этими требованиями свое поведение за станком или у штурвала, в забое шахты или на поле совхоза, на производстве и в личной жизни, в быту?... Быть ленинцем - значит прежде всего по - ленински трудиться. Не велика доблесть - зазубрить ленинские положения и хвастать своим высоким теоретическим уровнем. Гораздо важнее душой и сердцем понять учение Ленина и каждый день на практике, в жизни поступать так, как велел Владимир Ильич. Ленинизм - теория действия, борьбы, неудержимого стремления вперед, к новым вершинам, к новым достижениям на благо человечества.

Когда наступили холода и пребывание Владимира Ильича в шалаше стало небезопасным для его здоровья, Центральный Комитет партии организовал переезд Ленина в Финляндию. В ночь на 22 августа Владимир Ильич покинул свое убежище на берегу озера и на паровозе, под видом кочегара, с документами на имя рабочего Сестрорецкого оружейного завода Константина Петровича Иванова переехал финляндскую границу. Мы смотрим на этот «паспорт» и фотографию, прикрепленную к левой стороне обложки, и гадаем: Ильич или просто рабочий снят для этого документа? Но кто - то всезнающий подсказывает:

- Так Ильич же был в парике!

Каждый стенд, картина, документ, экспонированные в домике - Музее, что стоит неподалеку от шалаша, раскрывают перед нами минувшее, и мы видим, какие огромные события пронеслись над Питером за три месяца, пока Владимир Ильич вынужден был скрываться у озера Разлив я в Финляндии. Однако ни одно событие не проходило мимо внимания вождя революции. Он пристально следил за развертывавшейся борьбой, ни на минуту не прерывал своей революционной деятельности. Его уверенный голос слышали пролетарии, читая многочисленные статьи, письма, брошюры, написанные в подполье. Его руководство каждый день ощущала партия. В Разливе он набросал тезисы по основным вопросам, которые обсуждались на VI съезде партии, нелегально собравшемся в Петрограде для выработки новой тактики. Отсюда, из шалаша, через своих соратников - И. В. Сталина, Я. М. Свердлова, В. М. Молотова, Г. К. Орджоникидзе - Ленин руководил съездом.

Когда мы вышли из домика - музея, уже наступали ранние январские сумерки. Но экскурсанты все еще прибывали к шалашу. Группа студентов исторического факультета Ленинградского университета имени А. А. Жданова снимала лыжи. У гранитного памятника офицер рассказывал молодым солдатам о том, что в дни Великой Отечественной войны здесь, недалеко от Разлива, пролегала линия фронта.

- Отправляясь на передовые позиции, - говорил он, - мы, советские воины, у ленинского шалаша давали клятву защищать нашу социалистическую Родину, не щадя своих жизней...

Над Разливом зажигались вечерние огни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены