Страницы большой жизни

М Величко| опубликовано в номере №688, январь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

По случаю приезда Ленина в ту же ночь во дворце Кшесинской состоялось торжественное собрание партийных работников Петрограда, на котором Владимир Ильич выступил с речью о новых задачах партии, изложенных им в Апрельских тезисах.

Штаб большевиков находился во дворце Кшесинской с 11 марта до июльских событий 1917 года. Мемориальные доски из белого мрамора, прикрепленные на фасаде дворца, повествуют нам о великих событиях. Здесь 14 апреля открылась Петроградская общегородская партийная конференция, на которой питерские большевики одобрили ленинские тезисы «О задачах пролетариата в данной революции», вошедшие в историю под названием «Апрельских тезисов». Это был поворотный пункт в истории нашей партии. Ленинские тезисы, гениальный, теоретически обоснованный, конкретный план борьбы за переход от революции буржуазно - демократической к революции социалистической, дали партии новую ориентировку в новых условиях борьбы после свержения царизма.

В этом здании работала VII (Апрельская) Всероссийская конференция большевиков, обсудившая и наметившая линию партии по всем основным вопросам (жизни: о войне, о Временном правительстве, о Советах, о земле и т. д. В основу ее решений также легли положения, выдвинутые Лениным в Апрельских тезисах. Перед партией ставилась задача осуществить переход «от первого этапа революции, давшего власть буржуазии... ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства». Ближайшей задачей партии Ленин выдвинул на этой конференции лозунг: «Вся власть Советам!».

В те дни даже по ночам не гасли огни во дворце. Круглые сутки в штабе большевиков ключом била кипучая деятельность. Со всех концов страны сюда приезжали представители рабочих, солдат, крестьян получить указания, посоветоваться; приходили агитаторы с фабрик и заводов, из воинских частей. Здесь, по образному выражению Маяковского, была ленинская кузница кадров.

Сейчас в этом здании помещается Музей С. М. Кирова, знакомящий посетителей с жизнью и деятельностью верного последователя Ленина.

В тревожные июльские дни

Вернувшись в революционный Петроград после долгих лет эмиграции, Владимир Ильич поселился на Петроградской стороне, в доме № 48 по Широкой улице. Сейчас эта улица носит имя Ленина. На фасаде дома прикреплена мраморная мемориальная доска:

«В этом доме жил с 16 апреля 1917 года в дни милюковщины и керенщины бессмертный вождь российской и мировой пролетарской революции, творец Советов и организатор Коминтерна Владимир Ильич Ульянов (Ленин)».

Мы поднимаемся по широкой лестнице на второй этаж, нажимаем кнопку звонка в квартиру № 24, и нам открывает дверь хранитель музея.

- До приезда Ленина эту квартиру занимала его старшая сестра, Анна Ильинична Елизарова, - объясняет хранитель музея, провожая нас в комнату, отведенную Елизаровыми Владимиру Ильичу Ленину и Надежде Константиновне Крупской.

С волнением останавливаемся у входа в небольшую, скромно обставленную комнату, служившую Владимиру Ильичу и спальней и рабочим кабинетом. Ни громоздкой мебели, ни вещей, поражающих роскошью, ни безделушек, которыми так любит загромождать свое жилище даже современная интеллигенция, нет в этой до предела скромно обставленной комнате. Все здесь строго и просто. Две железные кровати покрыты одеялами серого шинельного сукна. У двери - незамысловатый платяной шкаф, но откройте его, и вы увидите вместо одежды книжные полки. Они поставлены сюда по просьбе Владимира Ильича. Здесь, как и в других квартирах Ленина, главенствующее место занимают книги. У окна - простой канцелярский стол, за которым работал великий труженик. Здесь за три месяца он написал свыше полутораста статей для газет и такие труды, как «Письма о тактике», «Задачи пролетариата в нашей революции» и другие произведения, нацелившие партию и рабочий класс на борьбу за переход от революции буржуазно - демократической к революции социалистической.

В углу комнаты стоит вышитое узорами мягкое кресло. Владимир Ильич любил отдыхать в нем и берег его как память о матеря - это она долгими вечерами, скучая, о сыне, вышивала замысловатые узоры.

Мария Александровна Ульянова была трудолюбивой, никогда не жаловавшейся на невзгоды матерью семьи революционеров. Из воспоминаний ее современников нам известен такой случай: в l899 году Мария Александровна приехала в Петербург похлопотать, чтобы Владимира Ильича, сосланного царским правительством в Сибирь, перевели из села Шушенского куда - нибудь поближе к родным местам. Директор департамента полиции, к которому обратилась Мария Александровна, выслушал ее и зло сказал:

- Можете гордиться своими детками: одного повесили, а о другом также плачет веревка!

Мария Александровна поднялась, выпрямилась перед царским сатрапом и твердо сказала:

- Да, я горжусь своими детьми!

Она не дожила до того времени, когда восторжествовало дело, за которое боролись ее дети, - умерла в 1916 году.

Владимир Ильич трогательно и нежно любил мать, постоянно заботился о ней. Куда бы ни забросила его суровая жизнь революционера - в далекое Шушенское или за рубеж родины, - он никогда не забывал написать матери письмо, успокоить ее сердце теплым словом сыновнего привета. Вернувшись из эмиграции, Владимир Ильич на следующий же день посетил могилу матери, похороненной на Волховом кладбище.

Глядя на кресло, в узорах которого Владимир Ильич чувствовал тепло и ласку материнских рук, должно быть, многие из экскурсантов невольно подумали в ту минуту: «А как отношусь я к своей матери?... В чем выражается моя любовь и уважение к родителям?...»

Из комнаты Ильича мы проходим в столовую Елизаровых, где также сохранилась вся обстановка того времени: обеденный стол, буфет с посудой, пианино...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены