Стань главным редактором

Виктор Шепелев|23 Апреля 2010, 22:37
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда мы все начнем печатать личные газеты?

 Разговоры о смерти бумажной прессы идут давно. Рост блогосферы увеличил количество хороших текстов в Сети проблема самопубликации умерла. Электронные книги, изготовленные по технологии eInk (Sony Reader), наконец-то позволяют читать с экрана почти так же комфортно, как с бумаги. Те же электронные книги, подключенные к Интернету и книжному магазину (Kindle), показали, что тексты могут использовать модель получения прибыли, уже обкатанную на iPod/iTunes. И вот, пожалуйста, появился iPad, на котором можно читать не только книги, но и сайты газет и журналов. В общем, бумажные издания, не добитые пока экономическими кризисами, смотрят в будущее с опаской.

 Процесс закономерный, но в самой концепции периодического издания до сих пор сохраняется нечто, пользующееся спросом. Иначе откуда столько электронных журналов, старательно имитирующих структуру печатного издания: дизайн, верстку, рубрикацию, периодичность выхода? Иначе зачем нужны целые популярные сервисы публикации и просмотра таких изданий (самый известный – issuu.com)?

Журнал FAN THE FIRE – один из многих, публикуемых на issuu.com

Что же получается? C одной стороны, закат массовых изданий с многотысячными тиражами. С другой – расцвет электронных имитаций, «тиражи» которых (читай скачивания) могут исчисляться единицами, а могут и тысячами. На пересечении двух этих линий – нисходящей и восходящей – появились бумажные медиа нового типа. Точнее, целые сервисы, издающие журналы и газеты по принципу print-on-demand.

Что такое print-on-demand

Print-on-demand («печать по запросу») – издательский принцип, по которому книга или журнал не имеют тиража, а, будучи единожды сверстаны, печатаются в малом количестве – от одного экземпляра – на заказ. С одной стороны, при этом выше себестоимость одной копии (исключены массовые типографские технологии), но с другой – риски издателя в этой модели практически устранены. Купленный экземпляр окупает себя в момент заказа. Таким образом, POD-издатель даже в худшем случае имеет небольшую прибыль, а в лучшем – остается в значительном плюсе.

В Америке и Европе print-on-demand-книгоиздание давно известно и вполне успешно. Крупные POD-издатели, например, lulu.com, предоставляют не только сервис по печати, но и онлайн-магазин, берут на себя прием оплаты и доставку, упрощают получение ISBN (международного книжного классификатора), продают книги через Amazon и специализированные офлайн-магазины. Для западных блоггеров стало вполне обыденным создавать собственные печатные книжки в несколько кликов. Издают сборники своих статей или рассказов, документацию к программам и библиотекам, отчеты конференций... Это довольно непривычные писательско-читательские отношения: «исходники» книги зачастую выложены бесплатно онлайн, так что покупкой бумажной копии озаботятся лишь те, кому действительно удобнее и приятнее читать «с бумаги».

Новейшее слово на рынке «печати по запросу» – это Espresso Book Machine (название намекает на намерение изменить рынок книгоиздания, как некогда эспрессо-машины изменили рынок кофеварения). По сути, это стационарная громоздкая «бандура», печатающая-переплетающая любую книгу в течение 5–10 минут.

Знаменитый магазин «Фаланстер» построил свой полуавтоматический аналог EBM и печатает с его помощью (по соглашению с авторами) небольшой, но «вкусный» набор давно не переиздававшихся книг.

Но в целом в России с POD-сервисами все намного печальнее, чем на Западе: известное print-on-demand-издательство Александра Житинского «Геликон-Плюс» насколько нам известно, предпочитает договариваться с каждым автором отдельно, печатать книги не поштучно, а все же сотенными тиражами, и не допечатывать новые тиражи, когда падает спрос. Скорее «типография-light», чем POD.

«Посмотреть, что получится»

Понятно, что газета не книга. Логика и логистика создания периодического бумажного издания сложнее.

Daily Cardinal, локальное издание университета Висконсин-Мэдисон. Хотя это не POD-издание (тираж 10 000), архив номеров доступен на issuu.com.

Тем не менее за рубежом этот рынок постепенно начинает заполняться участниками.

Хронологически первый и наиболее успешный из них – MagCloud – сервис, созданный IT-гигантом Hewlett-Packard (HP). MagCloud требует от создателей журнала только загрузить на сайт готовую верстку в формате PDF, все же остальное: подписку, сбор оплаты с читателей, печать и рассылку номеров, выплату денег издателю – берет на себя. На момент написания статьи сервис находится в стадии «бета», как бы то ни было, зарегистрироваться и создать собственный журнал может любой желающий, доставка же пока осуществляется только в США, Великобританию и Канаду.

Еще более «продвинутый» сервис – Printcasting – изначально декларирует нацеленность на «издания для локальных сообществ» (вроде «новостей нашего городка»). С точки зрения читателя, Printcasting почти неотличим от MagCloud, а вот с точки зрения издателя – это сразу несколько шагов к светлому будущему, где любой «продвинутый пользователь» может иметь свой журнал. Дело в том, что Printcasting предоставляет свой собственный онлайновый движок для верстки, то есть вам вообще не нужно разбираться в соответствующих программах, чтобы начать издание. Более того, Printcasting автоматизирует и наполнение журнала контентом: в самом простом случае достаточно указать RSS-ленты, из которых должно создаваться издание, выбрать шаблон верстки и регулярность – и, собственно, все. А еще есть рекламодатели, взаимодействие с которыми сервис тоже пытается автоматизировать, так что, помимо прямой прибыли от читателей, можно расчитывать и на доходы от рекламы.

Наконец, самый молодой сервис из этой тройки – Newspaper Club. Его создатели – команда из всего трех человек – начали вести блог с детальным отчетом о «своих постоянных провалах и редких удачах» еще до открытия. Необычная черта: сервис ориентирован не на журналы, а на газеты.

«Газеты дешевы, печатаются быстро, и для них уже есть глобальная инфраструктура распространения. Хочешь сохранить текст надолго – напечатай тысячу газет и разошли по разным адресам», – замечает Рассел, один из создателей Newspaper Club.

Рассел и его товарищи вообще легко относятся ко всему, что делают: «Да нет у нас никакого глобального плана. Просто решили сделать такую штуку и посмотреть, что получится».

Верю – не верю

Итак, на фоне лавины «голодных смертей» представителей традиционной бумажной прессы мы видим несколько неожиданный «возврат к корням», в XVIII век, к возможности самолично издавать журналы, как Александр Радищев или Бенджамин Франклин.

Мечта многих поколений графоманов сбылась. Можно самому, без верстальщика, издать свои стихи в таком вот «Уголке поэзии». И гениальные произведения будут доступны к скачиванию на printcasting.com, и даже, может быть, попадут в какой-нибудь журнальный обзор.

Будущее место этого нового самиздата в экосистеме распространения контента пока туманно. Да, формат современного периодического издания со всеми его атрибутами: рубриками, редакционной политикой, гармоничным совмещением текста и графики, некоей общей цельностью – проверен и привычен. А в электронной имитации периодики (как правило, оформленной в виде PDF-верстки) чувствуется ненатуральность, притворство, вроде «лучше всего это смотрелось бы на бумаге, но – извините, не по карману».

Бизнес-перспективы периодики print-on-demand многие воспринимают скептически. «Печатники» могут получать доходы от продажи экземпляров, либо от размещенной в них рекламы. На малых и «быстропортящихся» тиражах проблематично и то и другое.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

zoilos , 25.04.2010 22:26

Вообще-то все на так уж сложно. Если подобрать правильную бумагу, технологию и придумать, как это доставить - нет проблем. Кроме одной - это должно быть хоть кому-то интересно.
А пока у нас этим на корпоративном уровне занимаются. Полный принт он деманд, только по-нашему :)

skazki_ot_sveti , 07.05.2010 13:16

У меня была собственная газета "Сказка".Я была главным редактором.Газета была интересной, для детей.Выпускалась в период сильно идущей инфляции, к тому же мой отец был при смерти , пришлось выехать из-за ухода за ним в другой город .
Пришлось газету закрыть.Дело тонкое, требует много времени, ума , материала , а вообще интересная вещь. Берешь новый номер в руки и -счастлива.

Илья Бердников , 07.05.2010 15:17

Сейчас уже не хотите восстановить газету?

skazki_ot_sveti , 13.05.2010 11:08

Пока нет.Возможно, позже и восстановлю. Сейчас зыбкая экономика, не знаешь, что будет завтра, цены на энергоносители растут, а от них в прямой зависимости себестоимость газеты, журналов и книг.
.Помимо увлечения литературой, очень люблю заниматься разведением птицы.

VitalyDmitrievich , 12.01.2011 20:36

Весьма заинтересовал сервис Printcasting, жаль только, что его деятельность ограничена пределами штата Калифорния ... Возможно наши подвижники в Сети уже очень скоро и создатут какую-нибудь аналогичную поделку, было бы очень классно. Но в целом спрос на все это чрезвычайно низкий, о чем даже свидетельствует одно из последних исследований ВЦИОМа: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13828

В 1-м номере читайте о встрече одного из наших авторов с Валентином Пикулем,  о жизни и  деятельности академика Игоря Васильевича Курчатова,  об уникальной  судьбе уникальной женщины  русской эмигрантки Нины Буровой,  об истории создания двойного портрета «Арлекин Пьеро»,  об интересном эпизоде в жизни художника Ван Гога, окончание детектива Александра Аннина «Жестокий пасьянс» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Готовность «к сдаче»

О чём может рассказать ЕГЭ по русскому языку

Охота на слова

Wordspy.com, проект Пола Макфедриса

Добрый язык

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Говорящие на языке «токи пона» легко и свободно обходятся ста двадцатью тремя.