Стань главным редактором

Виктор Шепелев|23 Апреля 2010, 22:37
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда мы все начнем печатать личные газеты?

 Разговоры о смерти бумажной прессы идут давно. Рост блогосферы увеличил количество хороших текстов в Сети проблема самопубликации умерла. Электронные книги, изготовленные по технологии eInk (Sony Reader), наконец-то позволяют читать с экрана почти так же комфортно, как с бумаги. Те же электронные книги, подключенные к Интернету и книжному магазину (Kindle), показали, что тексты могут использовать модель получения прибыли, уже обкатанную на iPod/iTunes. И вот, пожалуйста, появился iPad, на котором можно читать не только книги, но и сайты газет и журналов. В общем, бумажные издания, не добитые пока экономическими кризисами, смотрят в будущее с опаской.

 Процесс закономерный, но в самой концепции периодического издания до сих пор сохраняется нечто, пользующееся спросом. Иначе откуда столько электронных журналов, старательно имитирующих структуру печатного издания: дизайн, верстку, рубрикацию, периодичность выхода? Иначе зачем нужны целые популярные сервисы публикации и просмотра таких изданий (самый известный – issuu.com)?

Журнал FAN THE FIRE – один из многих, публикуемых на issuu.com

Что же получается? C одной стороны, закат массовых изданий с многотысячными тиражами. С другой – расцвет электронных имитаций, «тиражи» которых (читай скачивания) могут исчисляться единицами, а могут и тысячами. На пересечении двух этих линий – нисходящей и восходящей – появились бумажные медиа нового типа. Точнее, целые сервисы, издающие журналы и газеты по принципу print-on-demand.

Что такое print-on-demand

Print-on-demand («печать по запросу») – издательский принцип, по которому книга или журнал не имеют тиража, а, будучи единожды сверстаны, печатаются в малом количестве – от одного экземпляра – на заказ. С одной стороны, при этом выше себестоимость одной копии (исключены массовые типографские технологии), но с другой – риски издателя в этой модели практически устранены. Купленный экземпляр окупает себя в момент заказа. Таким образом, POD-издатель даже в худшем случае имеет небольшую прибыль, а в лучшем – остается в значительном плюсе.

В Америке и Европе print-on-demand-книгоиздание давно известно и вполне успешно. Крупные POD-издатели, например, lulu.com, предоставляют не только сервис по печати, но и онлайн-магазин, берут на себя прием оплаты и доставку, упрощают получение ISBN (международного книжного классификатора), продают книги через Amazon и специализированные офлайн-магазины. Для западных блоггеров стало вполне обыденным создавать собственные печатные книжки в несколько кликов. Издают сборники своих статей или рассказов, документацию к программам и библиотекам, отчеты конференций... Это довольно непривычные писательско-читательские отношения: «исходники» книги зачастую выложены бесплатно онлайн, так что покупкой бумажной копии озаботятся лишь те, кому действительно удобнее и приятнее читать «с бумаги».

Новейшее слово на рынке «печати по запросу» – это Espresso Book Machine (название намекает на намерение изменить рынок книгоиздания, как некогда эспрессо-машины изменили рынок кофеварения). По сути, это стационарная громоздкая «бандура», печатающая-переплетающая любую книгу в течение 5–10 минут.

Знаменитый магазин «Фаланстер» построил свой полуавтоматический аналог EBM и печатает с его помощью (по соглашению с авторами) небольшой, но «вкусный» набор давно не переиздававшихся книг.

Но в целом в России с POD-сервисами все намного печальнее, чем на Западе: известное print-on-demand-издательство Александра Житинского «Геликон-Плюс» насколько нам известно, предпочитает договариваться с каждым автором отдельно, печатать книги не поштучно, а все же сотенными тиражами, и не допечатывать новые тиражи, когда падает спрос. Скорее «типография-light», чем POD.

«Посмотреть, что получится»

Понятно, что газета не книга. Логика и логистика создания периодического бумажного издания сложнее.

Daily Cardinal, локальное издание университета Висконсин-Мэдисон. Хотя это не POD-издание (тираж 10 000), архив номеров доступен на issuu.com.

Тем не менее за рубежом этот рынок постепенно начинает заполняться участниками.

Хронологически первый и наиболее успешный из них – MagCloud – сервис, созданный IT-гигантом Hewlett-Packard (HP). MagCloud требует от создателей журнала только загрузить на сайт готовую верстку в формате PDF, все же остальное: подписку, сбор оплаты с читателей, печать и рассылку номеров, выплату денег издателю – берет на себя. На момент написания статьи сервис находится в стадии «бета», как бы то ни было, зарегистрироваться и создать собственный журнал может любой желающий, доставка же пока осуществляется только в США, Великобританию и Канаду.

Еще более «продвинутый» сервис – Printcasting – изначально декларирует нацеленность на «издания для локальных сообществ» (вроде «новостей нашего городка»). С точки зрения читателя, Printcasting почти неотличим от MagCloud, а вот с точки зрения издателя – это сразу несколько шагов к светлому будущему, где любой «продвинутый пользователь» может иметь свой журнал. Дело в том, что Printcasting предоставляет свой собственный онлайновый движок для верстки, то есть вам вообще не нужно разбираться в соответствующих программах, чтобы начать издание. Более того, Printcasting автоматизирует и наполнение журнала контентом: в самом простом случае достаточно указать RSS-ленты, из которых должно создаваться издание, выбрать шаблон верстки и регулярность – и, собственно, все. А еще есть рекламодатели, взаимодействие с которыми сервис тоже пытается автоматизировать, так что, помимо прямой прибыли от читателей, можно расчитывать и на доходы от рекламы.

Наконец, самый молодой сервис из этой тройки – Newspaper Club. Его создатели – команда из всего трех человек – начали вести блог с детальным отчетом о «своих постоянных провалах и редких удачах» еще до открытия. Необычная черта: сервис ориентирован не на журналы, а на газеты.

«Газеты дешевы, печатаются быстро, и для них уже есть глобальная инфраструктура распространения. Хочешь сохранить текст надолго – напечатай тысячу газет и разошли по разным адресам», – замечает Рассел, один из создателей Newspaper Club.

Рассел и его товарищи вообще легко относятся ко всему, что делают: «Да нет у нас никакого глобального плана. Просто решили сделать такую штуку и посмотреть, что получится».

Верю – не верю

Итак, на фоне лавины «голодных смертей» представителей традиционной бумажной прессы мы видим несколько неожиданный «возврат к корням», в XVIII век, к возможности самолично издавать журналы, как Александр Радищев или Бенджамин Франклин.

Мечта многих поколений графоманов сбылась. Можно самому, без верстальщика, издать свои стихи в таком вот «Уголке поэзии». И гениальные произведения будут доступны к скачиванию на printcasting.com, и даже, может быть, попадут в какой-нибудь журнальный обзор.

Будущее место этого нового самиздата в экосистеме распространения контента пока туманно. Да, формат современного периодического издания со всеми его атрибутами: рубриками, редакционной политикой, гармоничным совмещением текста и графики, некоей общей цельностью – проверен и привычен. А в электронной имитации периодики (как правило, оформленной в виде PDF-верстки) чувствуется ненатуральность, притворство, вроде «лучше всего это смотрелось бы на бумаге, но – извините, не по карману».

Бизнес-перспективы периодики print-on-demand многие воспринимают скептически. «Печатники» могут получать доходы от продажи экземпляров, либо от размещенной в них рекламы. На малых и «быстропортящихся» тиражах проблематично и то и другое.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

zoilos , 25.04.2010 22:26

Вообще-то все на так уж сложно. Если подобрать правильную бумагу, технологию и придумать, как это доставить - нет проблем. Кроме одной - это должно быть хоть кому-то интересно.
А пока у нас этим на корпоративном уровне занимаются. Полный принт он деманд, только по-нашему :)

skazki_ot_sveti , 07.05.2010 13:16

У меня была собственная газета "Сказка".Я была главным редактором.Газета была интересной, для детей.Выпускалась в период сильно идущей инфляции, к тому же мой отец был при смерти , пришлось выехать из-за ухода за ним в другой город .
Пришлось газету закрыть.Дело тонкое, требует много времени, ума , материала , а вообще интересная вещь. Берешь новый номер в руки и -счастлива.

Илья Бердников , 07.05.2010 15:17

Сейчас уже не хотите восстановить газету?

skazki_ot_sveti , 13.05.2010 11:08

Пока нет.Возможно, позже и восстановлю. Сейчас зыбкая экономика, не знаешь, что будет завтра, цены на энергоносители растут, а от них в прямой зависимости себестоимость газеты, журналов и книг.
.Помимо увлечения литературой, очень люблю заниматься разведением птицы.

VitalyDmitrievich , 12.01.2011 20:36

Весьма заинтересовал сервис Printcasting, жаль только, что его деятельность ограничена пределами штата Калифорния ... Возможно наши подвижники в Сети уже очень скоро и создатут какую-нибудь аналогичную поделку, было бы очень классно. Но в целом спрос на все это чрезвычайно низкий, о чем даже свидетельствует одно из последних исследований ВЦИОМа: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13828

В 4-м номере читайте о мрачном предании довлевшем  над родом князей Юсуповых на протяжении двух веков, о жизни и творчестве Максимилиана Волошина, русском и советском ученом, ставшем в 1904 году лауреатом Нобелевской премии Иване Петровиче Павлове, о популярнейшем актере Сергее  Маковецком, об истории создания картины «Портрет дамы с дочерью» Тициана, новый остросюжетный роман Виктора Добросоцкого «Белый лебедь» и многое другое...



Виджет Архива Смены

самое обсуждаемое

в этой рубрике

Автор, пиши еще!

Особенности российского книжного бума

НЛО в Вологодской области

Ягодный магнат обнаружил на старинных полотенцах изображения инопланетян

Готовность «к сдаче»

О чём может рассказать ЕГЭ по русскому языку