Спеть свою песню

Владислав Победоносцев| опубликовано в номере №1228, июль 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Накануне

Низенький, полный человек в коротком плаще неуверенно переминается с ноги на ногу у нашего стенда. Время от времени, чувствуя, что мешает, он отходит шагов на двадцать, но какая-то неодолимая сила снова и снова влечет его назад. А мы, члены официальной советской делегации на втором фестивале молодежи ФРГ, увлеченные развертыванием экспозиции, поначалу и не замечаем странного посетителя. И тогда он не выдерживает, застенчиво улыбаясь, говорит по-немецки: «Я местный житель, антифашист – еще с войны. Простите, что не представляюсь, – для меня это может обернуться неприятными последствиями. Можно мне взять на память плакат, посвященный XI фестивалю на Кубе? Ведь он отпечатан в Москве, не так ли? Для меня это очень важно».

Нагруженный целым рулоном плакатов и фотографий, он, довольный, уходит, скороговоркой повторяя: «Данке шён!» Уходит, чтобы через полчаса вернуться опять, уже с приятелем: советский стенд притягивает их, точно магнитом.

А у нас работы невпроворот. Мы только что приехали сюда, в Дортмунд. Уже вечер. А завтра утром вся огромная территория Вестфаленхаллена и прилегающих к нему парков и спортплощадок оживет, зашумит, зааплодирует, засвистит, зашелестит и зацокает мокасинами и сабо – ярко, пышно, празднично откроется молодежный фестиваль, организованный Социалистической немецкой рабочей молодежью и марксистским студенческим союзом «Спартак». Можем ли мы не управиться с оформлением стенда, не доделать хоть какую-то мелочь!

Вещи с ходу, без размышлений были брошены на ящики с сувенирами; тут же, пластаясь полами по их деревянным бокам, нашли пристанище плащи и куртки: вся политическая группа делегации, засучив рукава – в прямом и переносном смысле, – азартно крепит к серой холстине стенда, сотворенного в виде широченной буквы «ш», большие фотографии, повествующие о многообразной жизни советской молодежи.

Могучий «КрАЗ», преодолевая таежное бездорожье, везет домовые панели – строится новый поселок;

ослепительно белый поток бьет прямо в зрителя – есть еще одна тонна стали;

проницательные глаза сквозь стекла очков устремлены на доску, исписанную формулами, – решена сложная математическая задача;

завис над насыпью тяжеленный пролет – рельсы со шпалами – вот-вот вступит в строй очередной участок БАМа;

заразительно хохочут на лесной поляне, у костра, девчата и парни: «Мы на славу потрудились и на славу отдохнем!»

А над этими россыпями документальных снимков, образуя некий воздушный фасад экспозиции, на тонких, неприметных для глаза струнах висят метровые цветные планшеты. Два безупречно ровных, строгих ряда. Это тоже фотографии. И тоже, естественно, о нашей Родине. В центре – Владимир Ильич Ленин беседует с делегатами III съезда РКСМ. Репродукция с известной картины в окружении сотен фотодокументов о наших сегодняшних достижениях воспринимается как символ: все, о чем говорил Ильич, о чем мечтали вместе с ним комсомольцы двадцатых годов, сбылось. Люди доброй воли! Идите сюда, смотрите, нам есть что показать вам: сказка стала былью!

Заканчиваем работу далеко за полночь. Управились бы раньше, но в середине вечера представители зарубежных делегаций – а они приехали из 42 стран мира – были приглашены на встречу с руководством СНРМ и МСС «Спартак».

Небольшое помещение с составленными в один ряд столами и простыми деревянными стульями. Конусообразные абажуры на длинных шнурах свисают так низко, что высвечивают лишь гладь столешниц. Лица же гостей тонут в полумраке и сигаретном дыму. Редеет пестрый частокол бутылок – с кока-колой, минеральной водой, лимонадом и знаменитым дортмундским пивом. Вокруг шумно и оживленно.

Неожиданно голоса разом стихают. И звучит только один. Он принадлежит Вольфгангу Герке – председателю федерального правления СНРМ. Он благодарит всех, кто принял приглашение участвовать в фестивале дружбы – самом крупном мероприятии западногерманской молодежи с 1968 года.

Здесь необходимо сделать короткое отступление, чтобы напомнить: СНРМ был создан ровно десять лет назад, 5 мая, в 150-ю годовщину со дня рождения Карла Маркса. Учредительный съезд в Эссене провозгласил: «СНРМ является марксистской организацией рабочей молодежи, которая заявляет о своей верности идеям К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина». Отсюда вытекают и задачи СНРМ: пропаганда идей марксизма-ленинизма, сплочение прогрессивных сил в борьбе за демократизацию общественной жизни страны, за осуществление прав трудящейся молодежи, против империализма, милитаризма, реваншизма.

– Наш фестиваль, – продолжает между тем Герке, – это фестиваль международной солидарности. Мы гордимся тем, что его будет приветствовать Луис Корвалан. Нам необходимо упрочить демократическую мысль в стране, и мы просим товарищей из социалистических государств шире рассказывать о своих успехах – это поднимет и укрепит дух нашего юношества. Нет сомнения в том, что молодежь планеты может внести свой вклад в дело мира. Пусть тепло нашего фестиваля преодолеет океанские просторы и будет принято XI Всемирным фестивалем в Гаване!

Когда часа через два, закончив работу, мы покидаем зал номер 4, где среди десятков других разместился и наш советский стенд, на улице моросит противный, совсем осенний дождик. Май для этих краев выдался необычно холодный. Стоим тесным кругом вместе с болгарскими и чехословацкими друзьями – ждем автобус, чтобы ехать в отель. Все смертельно устали, ежатся под водяной пылью, притопывают ногами, пытаясь согреться, и... шутят. Над собственной усталостью, над дрянной погодой, над запропастившимся куда-то автобусом и над тем, что спать придется лишь символически: на календаре уже 13 мая – первый день фестиваля.

«Хох-ди-интер-нацио-нале-зо-ли-да-ри-тет!»

Утром, вернувшись в «свой» зал, прикидываем: да, здесь спокойно можно бегать стометровку со спринтерской скоростью, не боясь врезаться в стенку. Да и ширина его, пожалуй, побольше 50 метров. Только сейчас нужно быть слаломистом, чтобы пройти – не пробежать! – бесконечным лабиринтом стендов, принадлежащих различным молодежным организациям из множества стран. А рядом расположены еще три крытых павильона, правда, поменьше, и в них тоже стенды, стенды, стенды. «Патриарх» же всего этого зрелищного комплекса, раскинувшегося на 30 тысячах квадратных метров и вмещающего одновременно 46 тысяч зрителей, – Вестфаленхалле, где в течение двух дней без перерыва будут идти концерты профессиональных и самодеятельных артистов.

Четвертый зал – зал международной солидарности – уже гудит пробудившимся ульем, переливается разноцветьем транспарантов, лозунгов, плакатов, пестрит национальными одеждами, гомонит разноязыко и весело. Тысячи молодых, и не только молодых, людей вливаются во все двери и ворота зала, неторопливыми и хаотичными ручьями обтекают стенды, задерживаются у импровизированных прилавков: какие только сувениры на них не красуются! От гончарных изделий, творимых на глазах у покупателя, от недорогих экзотических украшений, от вышитых затейливыми орнаментами курток и кофт, от белых с черными мазками отрезов материи (у стенда ООП – Организации освобождения Палестины) до наших расписных деревянных ложек и птичек-свистулек, самоварчиков и пластинок.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены