Созерцатель

Анатолий Курчаткин| опубликовано в номере №1411, март 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Ну и катись сам,— бросил в его сторону Леша и пошел от станка к будке начальника участка, белевшей меловыми стенами в конце пролета.

Эту смену он не работал, а назавтра вышел на соседний станок в паре с подручным Жени Трофимова, демобилизованным парнем, появившимся в цехе на месяц позднее его.

— А, ну и отлично!— непонятно обрадовался начальник участка, когда Леша пришел к нему и рассказал, что произошло у них с Лыковым.— Это даже и неплохо!— и засмеялся, довольно покачивая головой.— У нас на двух фрезерных по пустой смене выходит, подручный Трофимова на самостоятельную просится, вот вы с ним вдвоем и будете. А Лыков с Трофимовым — те и по одному справятся.

Нового Лешиного напарника звали Николаем, он ходил на работу в солдатском хабэ и сапогах, всегда с сигаретой в зубах, и на лице у него было постоянное выражение веселости.

— Ну что,— все с этим же выражением веселости, искоса глядя на Лешу лукавым взглядом, спросил он, когда получили у мастера наряд и пошли по пролету в конец цеха искать свою деталь,— кто основным будет, кто подручным, как в бумажке,— потряс он листком наряда,— писать будем?

Леша не думал об этом и смешался, протянул нечленораздельное:

— Ну-у... если вообще...

— Давай я основным буду,— перебил его Николай.— Я старше, если что — в любом случае на меня ответственность.

— Давай,— с облегчением согласился Леша, хотя обида остро, булавочно и кольнула где-то в груди.

Они нашли на площадке складирования свою деталь, позвали стропаля, и он, вызвав кран, доставил ее на станок. Это была металлоконструкция — растопырившаяся во все стороны сварная каракатица из десятимиллиметровых листов; когда крановщица опустила ее с маху на стол, она задребезжала отвратительно резко и гнусаво.

Настраивались они бог знает сколько — часа два. И Леша вспомнил, что никогда в общем-то и не настраивался один, всегда в какой-нибудь момент чуть-чуть помогал Лыков: подсовывал ли прокладку, легонько ли подбивал деталь молотком — и рейсмус тотчас показывал норму.

— Твою под корень,— весело сказал Николай, когда наконец настройка была закончена. Достал из пачки новую сигарету и, обминая ее в пальцах, кивнул Леше на деталь.— Закрепи, слушай. Передохну.

Лешу опять неприятно кольнуло в груди от его приказа — этим как бы закреплялось его подчиненное положение, но ему не хотелось никаких споров, никакого выяснения отношений, и он молча взял ключ с надетой на его конец для удлинения рычага трубой и стал закручивать гайки на крепежных болтах. Потом они поставили в верхний суппорт фрезу — резцовую головку, тарелкообразный тяжелый круг, усаженный по внешней стороне коротколапыми победитовыми резцами.

— Двинули, да? — вопросом, но не обращаясь к Леше, проговорил Николай, нажал на пульте нужную кнопку, задал фрезе глубину проходки и включил у стола рабочую скорость.

Фреза, сливая резцы в один сверкающий, прозрачный круг, тонко и нежно посвистывая, медленно стала приближаться к металлоконструкции. Верхняя плоскость металлоконструкции была толще других миллиметров на двадцать, снять следовало семь, и Николай запустил фрезу миллиметров на шесть.

— А по второму проходу сразу чистовую сделаем, и дело в шляпе,— сказал он Леше, отводя в сторону пульт управления — громадную металлическую панель, подвешенную в воздухе на пружинистом гибком шланге.

— Ну, конечно,— сказал Леша.

Фреза с хрустом вошла в металл, выстрелив из-под себя синеватым дымком и фиолетовым кольцом стружки, и металлоконструкция в тот же миг истошно заверещала под ней, вся задребезжала, тонко загнусавила, завыла на все голоса. Леше показалось, что сейчас ее свернет с места, он подскочил к пульту и ударил снизу в торчащую из него с красным шариком на конце рукоятку общего выключения. Сразу все смолкло, фреза прекратила свое бешеное вращение.

— Ты чего?— не понял Николай.

— Что-то не то, по-моему.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Когда мы смотрим в глаза детей

Творческая педагогика

Не убить Моцарта

Творческая педагогика

Что значит работать по-новому

— Какую продукцию выпускает завод? — спросили мы Андрея Замышляева, секретаря Калининского обкома ВЛКСМ, который в предварительном разговоре по телефону рекомендовал нам поехать именно на «Центросвар». — Если коротко, то...