Рур надо бомбить

В Якубович| опубликовано в номере №365-366, август 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мрачное, вечно шумящее Северное море виднеется сквозь разрывы облаков. Уже несколько часов звено самолетов-разведчиков, покинув ангары, мчится на восток.

Тяжелые волны Северного моря катятся бесконечными валами. На черном фоне моря проступили еле заметным пунктиром серые точки. Это Фризские острова. От Нидерландов до Дании тянутся они вдоль германского побережья. Здесь большие и маленькие острова и совсем крошечные островки. На одних разместились города, на других приютились лишь одинокие домишки, превращенные теперь в замаскированные доты с зенитными орудиями.

Глаза летчиков с напряжением всматриваются в туманную мглу. Именно в этих местах патрулируют вражеские истребители. Именно здесь немецкие звукоуловители ловят гул моторов. Разведчики поднимаются еще выше и идут на предельном потолке, одинаково недосягаемые ни для снарядов зениток, ни для истребителей.

Разведчики стремятся к Руру - основному промышленному району Германии. Пленка должна запечатлеть разрушительную работу бомбардировщиков, несколько дней тому назад посетивших эти места...

Самолеты летят над Руром. Сквозь серый, наполненный дымом воздух видны надшахтные постройки, высокие трубы фабрик и заводов, домны с цилиндрами кауперных аппаратов, длинные мрачные строения, из которых вырывается огонь плавильных печей. Причудливым узором выглядят сверху лабиринты железнодорожных путей, то скрещивающихся, то разветвляющихся; веерами расходятся запасные пути фабрик и заводов; прямыми линиями протянулись судоходные каналы; петляют многочисленные реки, перегороженные множеством плотин.

Вот уже на горизонте показались закопченные здания города Эссена, крупнейшего по числу жителей из городов Рура (в Эссене проживает 660 тысяч человек). Здесь находятся главные предприятия военной промышленности Германии, крупнейшие металлургические заводы, гиганты машиностроения.

Рур поставляет не только каменный уголь. Здесь сильно развита и металлургическая промышленность. Она удовлетворяет свыше 80% всей потребности Германии в чугуне и стали. Железную руду для металлургии привозят из Швеции, Франции, Испании, и только в очень небольшом количестве (не больше 5% общего количества) она поступает из рудников, расположенных в самом Рурском бассейне.

В Эссене находятся знаменитые заводы Круппа - одного из влиятельнейших магнатов Германии. О размерах крупповских предприятий можно судить хотя бы по сталелитейному заводу, который фактически является городом, окруженным стеной в 11 километров длины.

Эссен считается «оружейной кузницей» Германии. А Крупп - ее владелец. Недаром в центре города воздвигнут памятник Фридриху Круппу, первому пушечному фабриканту Германии. На цоколе памятника выбит девиз фирмы «Крупп»: «Цель труда - общее благо». Рабочие Эссена читают эту надпись иначе: «Цель труда - его благо». Именно их каторжному труду Крупп обязан своим процветанием.

Фридрих Крупп начал свою деятельность с государственной измены. В 1813 году, незадолго до войны Пруссии против Наполеона, он числился муниципальным советником Эссена. Но как только французские войска заняли город, Крупп принес присягу на верность Наполеону. За это французские власти осыпали немецкого пушечного фабриканта своими милостями. Он был назначен квартирмейстером армии завоевателей. Его сын Альфред тоже удостоился высокой награды: он получил от Наполеона III орден почетного легиона. Это не мешало ему шантажом добиваться у Бисмарка германских правительственных заказов, угрожая в противном случае передать свое предприятие во французские руки.

В 1895 году, во время японо-китайской войны, Фриц Крупп снабжал обе стороны оружием. Не было ни одного вооруженного конфликта в мире, когда фирма «Крупп» не была бы связана и с той и с другой воюющими сторонами и не зарабатывала бы на поставках оружия обоим противникам.

Нынешний глава фирмы - Крупп фон Болен-Гладбах - перещеголял всех своих предков. Накануне первой мировой войны, когда уже было ясно, что Англия откажется от нейтралитета и примкнет к противникам Германии, Крупп продал английской фирме «Виккерс - Армстронг» патент зажигательно гранаты. Таким образом, каждая английская граната, приносившая смерть немецким солдатам, в то же время давала Круппу заработок в один шиллинг и три пенса. После войны фирма «Армстронг» должна была Круппу 123 миллиона шиллингов.

Только за один последний год Крупп получил 288 миллионов марок валового дохода. Чистая прибыль крупповских заводов за 1936 год составила 165 миллионов марок. Между тем 100 тысяч рабочих крупповских предприятий за тот же год получили всего 145 миллионов марок заработной платы!

Финансовая поддержка, которую Крупп оказывал фашистам до их прихода к власти, возвращается ему сторицей. Не за страх, а за совесть стараются гитлеровцы умножить прибыли «почетного гражданина» «третьей империи».

От Эссена звено разведчиков поворачивает к центру каменноугольной и химической промышленности и Рура и пролетает над городами Бохумом и Гельзенкирхеном, шахты которого считаются самыми продуктивными в мире. В этих местах, между реками Руром и Эмшером, глаз тщетно ищет свободный клочок земли. Нескончаемой лентой тянутся фабричные здания, высокие трубы выбрасывают клубы черного дыма. Маленькие рабочие поселки, отдельные кирпичные домики сменяют друг друга. Вея местность, насколько хватает глаз, расчерчена линиями железных дорог, прорезана сетью каналов.

Кельн появляется не сразу. Сначала за сверкающей лентой Рейна возникают шпили его собора, затем громады промышленных предприятий, заводские строения, склады и элеваторы.

Кельн - третий по числу населения город Германии (760 тысяч жителей), важнейший железнодорожный узел и речной порт. В Кельне находятся крупные машиностроительные заводы, химические Фабрики. Здесь тоже вырабатывается большая доля вооружения фашистской Германии.

Сверху видны развалины заводов и зданий, остатки речных пристаней, замусоренные пустыри на месте подъездных путей - результаты недавних бомбежек английских бомбардировщиков.

Самолеты летят вдоль Рейна. Вот и Дюссельдорф - один из центров германской сталелитейной, машиностроительной и химической промышленности. Заводы и фабрики этого города, кроме стали в болванках и проката, выпускают паровозы, машинное оборудование для копей, всевозможные механизмы, вагоны, котлы, химические реактивы и препараты.

Киноаппарат запечатлевает на пленку огромные разрушения, которые сделала английская авиация во время последних налетов. Груды развалин на месте главного цеха сталелитейного завода «Штальверк Кригер», хаос обломков там, где прежде высились здании машиностроительного завода «де-Лимон, Флюмме и компания». Трубопрокатные цехи завода «Феникс роренверк» разрушены, остальные сильно повреждены. Вместо бумажной фабрики черное пожарище. Нет и корпусов машиностроительного завода «Веркцейг машиненфабрик», и зданий спиртоводочного завода, и основного здания текстильной фабрики «Камгарн шпиннерей». Заметно уменьшилось число доков, складов и верфей на Рейне.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены