Пушкин и Лермонтов

Б Эйхенбаум| опубликовано в номере №290, февраль 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Зачем поверил он словам и ласкам

ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?»

«Смерть поэта» - политическая ода уже нового типа, адресованная николаевскому правительству. Лермонтов выступает здесь как прямой потомок и наследник декабристов.

Лермонтов вовсе не был тем «бунтарем - одиночкой», каким его изображали старые биографы. В конце тридцатых годов он был в близкой дружбе с целой группой великосветской молодежи, образовавшей так называемый кружок шестнадцати. Один из участников этого кружка, граф К. Браницкий, вспоминает: «Это общество составилось частью из университетской молодежи, частью из кавказских офицеров. Каждую ночь, возвращаясь из театра или с бала, они собирались то у одного, то у другого. Там, после скромного ужина, куря свои сигары, они рассказывали друг другу о событиях дня, болтали обо всем и все обсуждали с полнейшей непринужденностью и свободой, как будто бы III отделения собственной его императорского величества канцелярии и не существовало».

По всем признакам это был кружок неодекабристов, кружок последователей декабризма. Перечисляя его членов, большей частью титулованных, Браницкий на первом месте ставит Лермонтова.

Вот действительный общественный и идейный круг Лермонтова, и вот почва, на которой возникли такие его стихотворения, как «Смерть поэта», «Дума», «Поэт». Гибель Пушкина должна была произвести на все это общество и на стоявших за ним потрясающее впечатление. Голос Лермонтова был голосом не одиночки, а голосом целого общественного слоя, боровшегося с правительством.

Но тем более трагическими должны были быть настроение и мировоззрение этих людей, не видящих выхода из создавшегося положения. Это были не революционеры, не демократы: Белинского среди них не было и не могла быть. Не даром, несмотря на все усилия, Белинскому не удалось перетянуть Лермонтова к себе, в свой круг: Лермонтов сопротивлялся и ответил на все доводы Белинского полемическим стихотворением «Журналист, читатель и писатель». Скорее Пушкин, выросший в другое время и ж тому же ставший на путь профессионального литератора, мог бы сговориться с Белинским чем Лермонтов. Язык Лермонтова последних лет, как он ни кажется в общем похожим на язык Пушкина, другой по самой своей природе, по самому отношению к слову: это язык гораздо более страстный и потому менее ясный, менее точный; язык ораторский, соединенный с жестом, с мускульным напряжением, доходящий часто до крика, обращенный к толпе. Лермонтов уже не ощущает тех тонких смысловых оттенков, на которых построена система Пушкина; его речь - сплавы слов, а не их «сопряжение». Пушкин говорил: «дух отрицанья, дух сомненья», но никогда не сказал бы «дух изгнанья», потому что неясно, что это: дух изгнанный или дух изгоняющий? Пушкин никогда бы не дал такого количества эпитетов в четырех строках:

«Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он - с напрасной жаждой

мщенья,

С досадой тайною обманутых

надежд.»

Это уже не столько поэтическая, сколько ораторская манера - эмоциональный сплав слов, в котором важно общее впечатление, а не оттенки.

Этой новой системе поэтического языка соответствует и новая система образов, жанров, ритма.

Особенности этой системы становятся наиболее ясными три сравнении стихотворений, написанных Пушкиным и Лермонтовым на одни и те же темы. Здесь с наибольшей четкостью выявляются те коррективы, что внесло время.

В 1824 году Пушкин написал девять «Подражаний Корану». Последнее из них повествует об усталом путнике, блуждавшем в пустыне и возроптавшем на бога; вдруг он видит пальму и колодец под ней; напившись воды, он засыпает под пальмой, около своей ослицы. Проснувшись, он встает и слышит голос, вещающий ему о том, что он уже старец, что пальма истлела, что колодец иссяк и засох, занесенный песками, а от ослицы остались одни кости:

«И горем объятый мгновенный старик,

Рыдая, дрожащей главою поник...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Г. К. Орджоникидзе

От Центрального Комитета Всеесоюзной Коммунистической Партии (большевиков)

Щорс наступает

Эпизоды из литературного сценария