Повесть о детстве

В Сидорин| опубликовано в номере №534, август 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Новое произведение Фёдора Гладкова, «Повесть о детстве», рассказывает о прошлом русской деревни. Но по духу своему эта книга современная, страстная, волнующая.

Из предисловия к журнальному варианту повести мы узнаём, что Горький, услышав от самого автора некоторые эпизоды из его детских лет, советовал Ф. Гладкову написать об этом, указывая на главный смысл произведения. «И самое главное, - сказал Алексей Максимович Горький, - покажите, чем народ велик и что он издавна нёс в своей душе».

Ф. Гладков рассказывает о дореволюционной русской деревне подлинную правду, не боясь изображения тёмных сторон деревенской жизни, нравов «мужицкого» царства, ибо писатель - большевик изображает всё это с точки зрения народа, ныне строящего светлое. коммунистическое общество.

Эпоха 90 - х годов, охватывающая период повествования, - это период формирования русской социал - демократии, рождения большевизма. Россия становилась очагом великих социальных перемен. С исторической правдивостью вскрывает писатель социально - политический смысл классовых противоречий в деревне, создавая яркие, типические образы русского крестьянства конца прошлого столетия.

Повесть во многом автобиографична. Рассказ ведётся от лица Федяньки, мальчика пылкого, умного, наблюдательного. Надо отдать должное высокому мастерству писателя, сохранившего подкупающе душевный тон детского рассказа в сочетании с глубиной социального анализа, психологических характеристик, с меткостью портретных зарисовок, с яркостью превосходных картин русской природы, которыми так богата «Повесть о детстве».

Село Чернавка, где родился и провёл детские годы герой повести, предстаёт перед нами уже в эпоху, когда крепостного права, как такового, не было, но помещики продолжали держать крестьян в жестоких условиях безземелья, продавая их же исконную землю кулакам - предпринимателям. Полиция же охраняла их интересы.

« - Ходу нет, - тосковал бедняк Ларивон. - податься некуда... и барин дерёт, и волость дерёт, а я, голодный да комолый, места не найду, сам себе в тягость!»

Кулак Митрий Стоднев, староста Пантелей, барышник Сергей Ивагин казались мужикам пострашнее барина и его кабалы: эти мироеды «морили за долги работой на своей земле и посылали далеко на сторону с кожами, с шерстью, с хлебом...»

Митрий Стоднев держал мужиков под двойным гнётом: он был к тому же «настоятелем и вероучителем» старообрядцев. «Мироед и настоятель сочетались в одном лице, как могучая сила: Митрий Степаныч и в молельной, и в лавке, и в деловых разговорах с мужиками красотой слова и неотразимой мудростью лишал их воли к сопротивлению, гасил в них недоверие и злобу и потом делал с ними, что хотел».

Верно и убедительно писатель объясняет и многие тёмные стороны быта старой деревни, соотнося их к социальным. экономическим, правовым «устоям» старой жизни. Он раскрывает истинную природу «власти тьмы» и «власти земли». Порой он показывает очень неприглядные картины, эпизоды из мира семейных и общественных отношений старого, дореволюционного крестьянства. Так было. Было и пострашнее, чем издевательство полиции над бабушкой Натальей, чем злая шутка над слепым Луконей или ожесточённость Серёги, избившего свою жену досмерти...

Хорошо, от глубины сердца, писатель сам объяснился перед читателями в том, как он уже в ранние годы знал, что «сильный мучает слабого», что «богатый Митрий Стоднев распоряжается бедными, а они покорно и униженно снимают перед ним шапки...»

Семья Гладковых, где рос герой повести Федя, билась в неизбывной нужде, в непосильных стараниях выбраться к более или менее нормальной жизни. Трагична, а порой и до смеха жалка попытка Василия Гладкова стать «настоящим хозяином». Нужда ломает человека, пытающегося вылезть из этого водоворота несчастий. Автор раскрывает плачевную судьбу стяжательного, но беспомощного перед главным злом деда Фомы, хозяйство которого разоряется, гибнет от безземелья и от бесправия.

Но и в этой среде обездоленных, обойдённых, судьбой крестьян формировались замечательные по своей нравственной стойкости характеры простых русских людей. Таков, например. Ларивон Песков, человек большой души, готовый к борьбе за лучшую жизнь: «Зачем силы наши на сей земле без радости губим?.. Шабры вы мои кровные! Неужто же так до гробовой доски небо нам в овчинку, а солнышко, медный грош с орлом... маячит, а в руки не даётся?..» - говорит он.

Автор показывает драму Ларивона, как он «томится» от избытка своей силы: «Ему надо бы ворочать большую работу, размахнуться бы вовсю, а возится на своём дворишко, ковыряется на душевой полосе, из второго снопа работает на барский двор».

Тоска Ларивона по большой, по радостной работе не могла быть осуществлена в каторжных условиях бесправия, безземелья. «Не по мне это... дай мне работу по душе, чтобы сердце радовалось, да такую, чтобы кости трещали. Я тогда весь свет переворочу».

С достойным чувством любви и восхищения автор нарисовал образ швеца, бродячего портного, отставного солдата Володимирыча, приносившего в каждый дом, где он получал работу, удивительную атмосферу нравственной чистоты, правдолюбия, доброжелательства.

В «Повести о детстве» много страниц посвящено крестьянским детям. Обаятельны эти смышлёные, деловые, любознательные крестьянские ребята - Федя, Ванька, Кузярь, Петька, сын кузнеца. Сёмка - изобретатель. В них развито чувство достоинства, активность и интерес к общественной жизни села, любовь к труду, прекрасное чувство связи с родимой русской природой. В этих ребятах мы видим новое поколение русских крестьян, которые встретят и революцию 1905 года, и войну 1914 - 1917 годов, и падение монархизма, и свержение капитала. Их судьба будет решаться на полях величайших классовых битв, завершившихся победой трудящихся.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что талантливый автор «Повести о детстве» создал яркие, сильные и выпуклые характеры. Вся повесть написана прозрачным, чистым народным языком. Следовало бы лишь упрекнуть автора за то, что в повести встречаются излишние натуралистические сцены, нарушающие художественную правду. Это, естественно. снижает достоинства повести. Но при всём этом книга Фёдора Гладкова - несомненный и значительный успех нашей послевоенной литературы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены