Календарь «Смены»

опубликовано в номере №534, август 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Герой-самородок

В один из дней знойного лета 1918 года в Москву приехал Николай Щорс - двадцатитрехлетний командир одного из партизанских отрядов на Украине. По призыву луганского слесаря Климента Ворошилова Николай Щорс организовал в своём родном городке Сновске повстанческий отряд, который прославился своими боевыми делами, крепкой дисциплиной и, главное, своим суровым и ласковым командиром. В Москву Николай Щорс прибыл на курсы военных инструкторов.

О его приезде в столицу было доложено В. И. Ленину. Владимир Ильич захотел поговорить с ним и с другими руководителями партизанского движения на Украине. Он пригласил их к себе. Долго продолжалась беседа Щорса с Владимиром Ильичом. Молодой командир рассказывал об энтузиазме народа, идущего на бой с поработителями, о боевых действиях партизан.

После окончания курсов Николай Щорс был направлен в Унечу, где происходило формирование первых добровольных регулярных украинских соединений Красной Армии. Этим соединениям предстояло принять участие в освобождении родной земли от иноземных захватчиков.

Николаю Щорсу было поручено формирование первого полка; второй полк формировал знаменитый партизанский командир «батько» Боженко. Через некоторое время к ним присоединились таращанцы - участники вооружённого восстания в Таращанах, неподалеку от Киева. Своему полку Щорс присвоил имя Богуна - национального украинского героя. Слух о молодом командире красных, который «сильно суровый с виду, но справедливый, правильный человек», приводил к Щорсу много новых бойцов.

В декабре 1918 года Николай Щорс во главе трёх полков - Богунского, батьки Боженко и Таращанского - начал стремительное наступление на Киев. Вскоре его дивизия вступила в столицу Украины. Н. Щорс становится комендантом города. Но ненадолго задерживается он в нём. Враги ещё топтали украинскую землю, ещё бесчинствовали на ней петлюровцы. Щорс находится беспрерывно в боях. Он оттесняет петлюровцев к Каменец - Подольску. В их руках теперь оставался лишь небольшой клочок украинской земли. Петлюровская директория, по сути дела, не вылезала из вагонов. Щорсовцы шутили по этому поводу: «В вагоне директория, а под вагоном территория!».

Тридцать лет назад, 30 августа 1919 года, начдив Николай Щорс поехал в Белашицу, где бойцы его вели тяжёлые бои с превосходящими во много раз силами противника. Присутствие храброго, хладнокровного и умного командира всегда поднимало настроение красноармейцев. Щорс подошёл к окопам, в которых залегли красноармейские цепи. Окопы обстреливались не прекращающимся ни на минуту пулемётным огнём, который вели враги из ближайшего села. Пулемётчики засели на чердаке хаты, что стояла на самом краю села. «Стреляй, а я снаряды считать буду», - сказал начдив командиру орудия и лёг на землю. «Один, второй, третий...» - и вдруг замолк, как будто задремал, устало положив голову на руки. Лежащий рядом с ним красноармеец приподнял фуражку и увидел, как от виска стекала узкая струйка крови: пуля пробила голову начдива навылет.

Так погиб Николай Щорс, герой гражданской войны, покрывший себя неувядаемой славой.

Николай Щорс был замечательным военным организатором, много сделавшим для создания регулярных соединений победоносной Красной Армии, бесстрашным, самоотверженным воином - героем.

Анализируя причины победы Красной Армии в гражданской войне, товарищ Сталин в числе других отмечает и такую: «Красная Армия победила потому, что...в её рядах боролись такие герои - самородки, как Котовский. Чапаев, Лазо, Щорс, Пархоменко и многие другие...».

Съезд советских писателей

Колонный зал Дома союзов. 6 часов 45 минут. Многоголосый шум зала вдруг обрывается. На трибуне появляется Горький.

«С гордостью и радостью открываю первый в истории мира съезд литераторов Союза Советских Социалистических Республик», - такими словами 17 августа 1934 года начал свою вступительную речь на съезде величайший пролетарский писатель А. М. Горький.

15 лет прошло со дня первого съезда советских писателей, а значение его не утрачено и в наше время.

На этом съезде выступал с пламенной речью секретарь ЦК ВКП(б) незабвенный А. А. Жданов, сформулировавший большевистскую точку зрения на творческий метод писателя - метод социалистического реализма. На этом съезде А. М. Горький прочитал блестящий доклад о советской литературе. В те дни «Правда» писала о выступлении Горького:

«Устами великого пролетарского писателя фронт советской культуры сформулировал свои основные принципиальные воззрения...

Горький в своём докладе обосновал историческое право пролетариата выступать в качестве судьи мира, право его художников рассматривать себя как представителей самого передового, самого прогрессивного искусства...»

Колоссальной эрудицией веяло от доклада А. М. Горького, нарисовавшего живую, воинственную историю культуры. Горький показал на богатом конкретно - историческом материале, что для эксплуататорского строя характерен разрыв труда и мышления: «Голова оторвалась от рук, мысль от земли». И, наоборот, настоящие, совершенные типы героев создал фольклор - творчество трудового народа. «А буржуазия? - восклицал Горький. - Кто её главный, настоящий герой? Это - вор, плут, мошенник, сыщик и снова вор».

Обобщив богатейший материал истории культуры, А. М. Горький приходит в своём докладе к выводу о том, что «роль буржуазии в процессе культурного творчества сильно преувеличена». Только трудовой народ способен обеспечить расцвет искусства. «Не было и нет, - говорил Горький, - в мире государства, в котором наука и литература пользовались бы такой товарищеской помощью, такими заботами о повышении профессиональной квалификации работников искусства и науки», как «в стране, где неутомимо и чудодейственно работает железная воля Иосифа Сталина».

Эта мысль о великой роли партии, лично товарища Сталина в развитии советской литературы проходила красной нитью и в речах многочисленных ораторов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены