Повесть без вымысла

М Ильин| опубликовано в номере №297-298, сентябрь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Ввиду большого количества прошений, поданных мастеровыми, об определении детей в школу Обуховского завода на имеющиеся 160 вакансий в I отделении (80 мальчиков и 80 девочек), 40 вакансий во II отделении и 17 в III, мною утвержден следующий порядок приема в школу.

Подобно тому как для назначения квартир в казенных домиках каждому кандидату в школу определено свое число, которое составляется из произведения: числа лет службы отца на заводе, числа детей у него, числа соответствующего разряда отца (причем I и II разрядам присваивается число «8», III и IV - число «9», V и VI разрядам - число,10») и возраста кандидата в школу (причем это число лет умножается на 5).

Так, например:

Мастер III разряда прослужил на заводе 20 лет, летел у него 5 человек, возраст определяемого - 9 лет. Школьное число будет:

20X9X5X9X5 = 40 500

Первые 160 номеров считаются принятыми в школу.

Под объявлением стояла подпись начальника завода.

Рабочие, у которых были дети школьного возраста, подолгу простаивали около объявления, стараясь уразуметь его смысл. Решить головоломную задачу - вычислить «школьное число» своего ребенка - было не так-то просто. Весь этот вечер в рабочих домиках взрослые люди занимались арифметикой: что-то считали, складывали, зачеркивали и снова принимались считать.

Занимался арифметикой и отец нашего героя. Дела тут как будто обстояли неплохо. И разряд был не такой маленький - IV, и число лет службы изрядное - 12, и семья большая - семеро ребят мал - мала меньше. Хоть раз мог быть прок от этой оравы, которая вечно просила есть, но еще не могла работать.

Школьное число получилось:

30 240

Через несколько дней в проходной конторе был вывешен список принятых. Около списка толпились рабочие: каждому хотелось поскорее отыскать свое «число» среди многих чисел. А числа были все большие: 40 тысяч, 50 тысяч, 60 тысяч. В каждом числе, как в номере выигрышного лотерейного билета, была скрыта судьба.

Чем же кончилось дело для нашего героя?

Нашел ли его отец среди прочих число 30 240?

Нет, этого числа в таблице не оказалось.

Что же было делать дальше?

Оставалось только одно - дожидаться следующего учебного года. За год увеличится на единицу и возраст кандидата, и число лет работы его отца, и, может быть, даже число членов его семьи.

Ну, а если и тогда «школьное число» не подойдет? Тогда придется отдать мальчишку в «ученье», где его будут учить не читать и не считать, а бегать в пивную, подметать пол, таскать тяжелые трубы и болванки.

Так очень часто и бывало. И если бы мы повели нашу повесть в этом направлении, мы опять попали бы туда, где мы нашли уже Володю Волкова и Станислава Вольского.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены