Поэт октября

Ю Нейман| опубликовано в номере №297-298, сентябрь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы живем

приказом

октябрьской волн.

Огонь

«Авроры»

у нас во взоре.

Матросы, шедшие на штурм Зимнего, пели частушку: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй». Имя автора частушки они не знали, да оно бы и не сказало им ничего, это имя. В октябре 1917 года поэт Маяковский не был еще известен народу. Но то, что в первом открытом бою за Великую социалистическую революцию в рядах передовых ее бойцов звучали строки Маяковского, - факт не случайный.

Стало, чуть ли не общим местом: «Маяковский безоговорочно принял Октябрьскую революцию». Нелепая формулировка!

Вопрос «принять или не принять» не стоял и не мог стоять перед Маяковским просто потому, что автор «Облака в штанах» был одним из тех, кто так или иначе, прямо или косвенно работал на то, чтобы ускорить приход революции.

Существует резкое различие между молодым Маяковским и его товарищами по левому искусству, футуризму. Разницу эту, не всегда - увы! - осознаваемую биографами, прекрасно в свое время ощущали те, против кого направлены были гнев я горечь ранних стихов Маяковского. Ни Бурлюку, ни Каменскому, ни Крученых не могли быть адресованы слова, сказанные по поводу «Тринадцатого апостола» (в печати - «Облако в штанах»): «Что вам, - на каторгу захотелось?»

Те, кого ненавидел Маяковский, слушая его стихи, отлично понимали, что здесь дело не ограничится «желтой кофтой» и прочей футуробутафорией: это всерьез, это пахнет борьбой и революцией.

С легкой руки самого поэта, не терпевшего бахвальства, биографы его почти совсем игнорируют такие факты, как непосредственная связь юноши Маяковского с партийными организациями Закавказья, пропагандистская его работа, почти годовое пребывание в Бутырках за революционную деятельность. Но эпизодов этих «из песни не выкинешь», тем более, что они прочно вошли в творчество Маяковского. Гнев и бунт его ранних стихов не так уж беспредметны, как принято думать. Это не гнев романтика против мироустройства вообще - это бунт живого, действенного, задыхающегося в одиночестве человека против капиталистического мира. Против капитализма и его ценностей направлены все четыре «Долой» программной поэмы Маяковского («Долой вашу любовь, ваше искусство, вашу религию, ваш строй»). О капиталистическом государстве и об отвратительном его хозяине весьма конкретно говорится в стихах «Гимн судьбе» и «Мое к этому отношение».

Но причины близости Маяковского с теми, кто подготовлял Октябрь, не только в этом: их следует искать и в материализме Маяковского, в твердой его вере в силы, творчество и волю нового человека:

Жилы и мускулы - молитв верней.

Нам ли вымаливать милость времени!

Мы -

каждый -

держим в своей пятерне

миров приводные ремни!

На первом пооктябрьском собрании союза деятелей искусств (17 ноября 1917 года) Маяковский не присоединился к резолюции, требующей «автономности, независимости искусства от государства» (это ли не соблазнительная формулировка для романтика и индивидуалиста?!), но единственный из присутствующих заявил: «Нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены