По водному простору

Л Макаров| опубликовано в номере №75, апрель 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Чусовая – красавица Урала

Когда заходит речь о том, что не хули было бы попутешествовать, встряхнуться, то сразу же возникает возражение, что подобное удовольствие слишком допою и нам бедным людям не по карману. Но это так, если подходить к делу без инициативы, я же, на основании личного опыта, утверждаю противоположное и этим опытом хочу здесь поделиться. Вот наш опыт... Дело было прошлым летом. Нам (мне и двум товарищам) нужно было ехать из Свердловска в Пермь. Сели на поезд, но вместо того, чтобы так преспокойно доехать до Перми, мы предпочли другой путь. На станции Бишимбай, где железная дорога пересекает реку Чусовуга, мы слезли с поезда, купили лодчонку и отдали свою судьбу в руки этой капризной красавице Урала. Вскоре мы убедились в недостаточности подготовки, с которой пустились мы в плавание. Не имея карты реки, мы не знали названий гор, селений и всевозможных замечательных мест, не могли также составить понятия о расстояниях, а спросить не всегда есть у кого. О карте, правда, мы подумывали еще в Свердловске, но не знали, куда обратиться, и кто бы стал потрафлять такой затее чудаков! Однако, вскоре нам повезло, - мы догнали экскурсию преподавателей Свердловского рабфака. Если бы наша встреча произошла в другой обстановке, то мы наверное не нашли бы, что говорить, но здесь, как друзья по затее, мы не успевали всего сказать. Они нас снабдили картой реки, и мы их оставили, так как они подвигались не спеша, а мы спешили. Второй неожиданностью для нас была встреча с Ленинградской геологической экспедицией. Их работа по сбору окаменелостей оказалась настолько проста, что мы сразу же могли принять в ней участие, а затем, дружески распрощавшись, двинулись дальше. Красоту этих диких скалистых и лесистых берегов я описывать не буду, потому что все равно не описать, - не хватит красок и слов. Но московские художники, с которыми мы встретились, и которые были там, видимо, за тем, чтоб набраться впечатлений для своих картин, говорили, что такая красота на редкость и в Швейцарии, а знаменитые Жигулевские горы на Волге не идут с этими ни в какое сравнение. Сами мы такого глубокого наслаждения, как на Чусовой, никогда не испытывали.

Ни театр, ни кино ничего подобного дать не могут... Лодку быстро, несет по этой гладкой извилистой дороге; ты сидишь и ни о чем не думаешь, а взору открываются все новые и новые картины, одна другой величественнее. Хотелось петь, но репертуар наш был настолько беден, что мы его скоро исчерпали и повторили несколько раз.

Ночевали и кормились у прибрежных жителей. Прием был довольно радушный, особенно со стороны хуторских жителей. Люди, видимо, стосковались в одиночестве и рады всякому забредшему человеку. В одном месте, когда мы уже улеглись спать, заспорили между собой комсомолец - сын и старуха - мать. Мы, конечно, приняли сторону сына. Так проспорили всю ночь. Мать едва ли убедили, но сыну наверное кое в чем разобраться помогли. Вот пример небольшой попутной политико - просветительной работы, и таких примеров я мог бы привести не один. Интересно было проследить условия жизни и хозяйства по мере следования вниз по реке. Оказалось, что в скалистых местах верхнего течения живут крестьяне и... не пашут земли. Держат лошадь да корову и кормятся лесным да сплавным промыслами. Затем дальше к низовью стали появляться крестьяне с пахотной землей, без покупного хлеба.

Рабочие некоторых заводов (Бишимбай, Утка) мало отличаются от крестьян. Они - местные жители, имеют дом, лошадь и корову, и разница только та, что одни работают в заводе, а другие на промыслах. Весь уклад жизни и быта почти один и тот же. Тут мы как - то вплотную ощутили близость русского рабочего и крестьянина Наблюдали условии работы сплавщиков - тяжелая и опасная работа, требующая умения и отваги. Покрыли 400 верст в 5 дней. От, лишений пути может быть похудели, потеряли в весе, но чувствовали мы себя превосходно. Тут мы поняли, что вес далеко не означает здоровья. Мы вышли из путешествия совершенно обновленными, готовыми снова на какую угодно работу и нервную тряску.

Без книг мы многое узнали: мы видели людей, их жизнь, мы видели величавые горы, разукрашенные венком лесов и отраженные в воде, мы видели свою домашнюю Швейцарию. А сколько их у нас! Обошлось это путешествие пустяки. Лодку же мы купили за 13 рублей и продали за 12. Наше удовольствие было, может быть, неожиданным и для нас самих, мы проделали его без достаточной подготовки. Но даже в таком виде оно поразило нас своей многосторонностью впечатлений. Мы голосуем за организованный туризм рабочей молодежи, и мы убеждены, что наше государство, израсходовав какие - то суммы на поощрение туризма, с лихвой сэкономит на больницах, домах отдыха, на курортах, да, кроме того, будет иметь бодрое и жизнерадостное поколение.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

45000 километров на велосипедах

По стране кактусов, дождей и горячего солнца