Первый медведь

Александр Перегудов| опубликовано в номере №475, март 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Отец снова покачал головой, посмотрел в озабоченное лицо гостя, взглянул на сына и прищурил глаза:

- Ну, охотник, придётся тебе идти с нами. Но смотри в оба!

Петька заёрзал на лавке:

- Да нешто я... Да кого хошь спроси, - белок без промаха...

- Беги к Супрягиным, попроси у тетки Домны ружьё на денёк.

Петьку словно ветром вынесло из - за стола.

Шли на лыжах. Первым - Егор Савельевич, за ним - оператор и сзади - Петька. За спиной оператора на широком ремне висел чёрный ящик, за плечами Петьки торчало супрягинское ружьё, заряженное жакановскими пулями, а подмышкой он держал треножник. Изредка Николай Степанович оборачивался и подмигивал, не то ободряя Петьку, не то желая сказать: «Вот, мол, идём, а вчера беспокоились!» Егор Савельевич шагал неторопливо, слегка раскачиваясь на ходу. Его полушубок туго стянут кушаком, за который засунут топор. Ремень ружья закинут за шею, и ружьё висит спереди. Яркое солнце, прорываясь сквозь ветви и верхушки деревьев, отпечатывало на снегу золотые с алмазными блёстками кружева. Выкса бежала впереди. Иногда она ныряла под лапы пихт, пропадала в тайге, потом появлялась сзади и бежала по лыжне.

Неожиданно Егор Савельевич остановился:

- Придержи собаку.

Присев на корточки, Петька охватил Выксу рукой и начал гладить её шею. Сердце мальчика застучало вперебой: то забьётся, то замрёт, то опять начнёт колотиться. И, словно успокаивая хозяина, Выкса лизнула его лицо тёплым и влажным языком. Между деревьями ходил оператор, осматривался вокруг, поглядывал на солнце. Потом он начал утаптывать снег и, утоптав, утвердил на нём треножник. Отец стоял поодаль, смотрел, как Николай Степанович прилаживает к треножнику аппарат. «Давай!» - послышался голос отца. Петька отпустил собаку, и она прыжками бросилась вперёд.

Подойдя к отцу, Петька увидел поваленную бурей сосну. Её корневище, вывороченное из земли, было похоже на огромного паука, вытянувшего во все стороны корявые лапы. Под корневищем ветры намели сугроб. Верхушка сугроба осела, снег на ней был желтоватый и казался влажным. От жёлтого пятна струился едва различимый парок, а корни, нависшие над сугробом, были густо опушены инеем. Выкса, принюхиваясь, бегала вокруг, потом наткнулась на сугроб, поймала ноздрями колеблющиеся струйки воздуха, заворчала, и шерсть на её загривке поднялась дыбом. Петька быстро сбросил с ног лыжи и взял в руки ружьё. Сзади что - то застрекотало. Парнишка оглянулся. Николай Степанович крутил ручку аппарата...

В зале погас свет, и на экране появилась улица с большими домами. Один из домов быстро приближался. Замелькали этажи, и на самом верхнем показались каменщики, торопливо укладывавшие кирпичи. Громкий голос, отчётливо раздававшийся а зале, говорил о восстановлении городов, разрушенных немцами. Потом на экране возникли машины с вертящимися колёсами и движущимися поршнями. Голос пояснил: завод, где директором товарищ Иванов, в новой сталинской пятилетке перевыполняет программу.

Крупные буквы, как бы висевшие перед заснеженным лесом, возвестили: «Охота на медведя». Петька подался вперёд и замер. Он увидел покрытые инеем пихты и сосны, кружево солнечного света у подножий деревьев. Между деревьями скользит на лыжах отец и следом за ним - он, Петька.

Отца Петька узнал сразу, а на себя смотрел, затаив дыхание, словно видел нечто чудесное, чего не бывает в жизни. Вот появилась Выкса, обогнала отца и пропала, точно спрыгнула с экрана в зал. А на экране появилась берлога под корневищем поваленной бурей сосны. Взъерошив шерсть, злобно и неслышно лает собака. Лес поехал в сторону, и Петька снова увидел отца, напряжённо смотрящего на берлогу. Опять поплыли и остановились сосны. У толстого ствола, с ружьём наготове - паренёк. «Я» Я стою...» - Петька глубоко вздохнул.

- Медведь не хотел вылезать из берлоги, надо было выгнать его, - услышал он голос.

Паренёк рубит тоненькую сосёнку, очищает её от ветвей. Вот он стоит у берлоги и тычет шестом в сугроб. Появляется отец: он слегка согнулся и поднял ружьё, готовый выстрелить.

Картины, сменяя одна другую, возникали и исчезали с быстротой мысли. Паренёк бросает шест и отбегает от корневища. На сугроб кидается Выкса и шарахается в сторону, когда из снега появляется голова медведя. И опять, яростно лая, бросается на зверя. Отец вскидывает ружьё. Облачко дыма затуманивает стволы сосен. Из берлоги, разбрасывая снег, увеличиваясь с каждым мгновением, выскакивает медведь; он как бы бежит в зрительный зал. Паренёк стреляет. На снегу лежит мёртвый медведь. На медведе сидит Петька, а рядом стоит отец - он смотрит в сторону.

- Юный охотник, Пётр Топоров, убил первого медведя, - объявил голос.

Петька улыбнулся пареньку, сидящему на медведе, и тот улыбнулся ему.

После киножурнала шёл фильм «Волга - Волга», ню Топоров смотрел его без обычного интереса. Он был потрясён «Охотой на медведя», хотя самого страшного и не было на экране. Охотников Николай Степанович снимал потом... Сравнивая сейчас то, что происходило на самом деле, с тем, что промелькнуло на полотне, Петька с удивлением сознавал: чудесный аппарат всё поставил на своё место.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены