Хлеб

П Белявский| опубликовано в номере №475, март 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

1

Пшеничные караваи - пышные, подрумяненные жаром печи, с прожилками капустных листьев исподу и золотистой, хрусткой корочкой сбоку - лежат на чистом столе, на белоснежных рушниках на лавке перед печью, на загнетке. Формой и цветом они воспроизводят в сильно увеличенном масштабе спелые зёрна пшеницы. Дух от караваев идёт такой сытный и тёплый, что проходящие мимо хаты колхозники останавливаются, поводят носами:

- Ульяна хлебы вынимает!

Ульяна Петровна Овсянникова печёт хлеб для всех работающих на токах вдали от села. Сильные руки крестьянки делают своё дело умело и проворно. Лицо её серьёзно и одухотворено. Она священнодействует, эта дородная уральская казачка, возле русской печи.

Вот он, хлеб насущный, дающий человеку жизнь и силу! Вот труд крестьянина, возвращённый ему землёй!

- Хлебушко! - ласково говорит Ульяна Петровна, сбрасывая с лопаты каравай. - Вернётся он теперь обратно, в поле, к людям, будет им спорнее молотить. Намолотят колхозники зерна, сдадут государству, и пойдёт наш Ключевский хлеб по всей России: в города, на заводы, на шахты, в нашу Армию... Хлеба у нас много, в других местах, слышно, не уродилось, а наша земля нас не обижает. Эвон какие скирды в степи стоят!

Голос Ульяны Петровны певучий, мечтательный.

Но Николай Фёдорович, муж колхозной пекарни, горит нетерпением.

- Да кончай ты, Петровна, быстрее!, - торопит он жену. - Люди ждут!

Овсянников спешит за реку, к четвёртой бригаде. Ток её самый дальний в колхозе «Третий решающий». Ехать туда надо на перекладных: до стана - на колёсах, через заледеневшую только у берегов реку Уй, а дальше, от стана до комбайна, - на санях, казахской степью. Иного сообщения с бригадой нет. Пока доберёшься, - гляди, и обедать время. А в бригаде происходит что - то неладное.

С вечера в селе видели тракториста Семёна Воронихина. Он похвалился, что купил у приезжего из Златоуста двуствольное ружьё, отдал за него десять пудов муки и собирается утром пойти на охоту: время - де такое, что упускать никак нельзя, а с обмолотом можно и погодить. Видели на улице и некоторых девчат из бригады. А утром в правление зашёл бригадир трактористов Фёдор Печёркин и сказал, что приехал кое за какими деталями к комбайну: всё одно молотьбы там настоящей нет, вчера обмолотили неполную прикладку - урожай примерно с двух гектаров вместо пятнадцати, а сегодня и того не намолотят: «Обслуживающий персонал разошёлся кто куда».

У Николая Фёдоровича от таких вестей сразу засосало под ложечкой: скирды сложены на скорую руку, пойдёт снег, подымутся бураны и забьёт скирды, и будет ни подъехать к ним, ни подойти.

Председатель колхоза Сергей Наливайченко поставил Печёркина «начальником агрегата», подчинив ему, работнику МТС, полеводческую бригаду. Наливайченко в колхозе недавно. До колхоза он был на административной работе, говорит об этом кстати и некстати и действует в артельном хозяйстве как плохой администратор: понукает, грубит. Демократические основы колхозной жизни не поняты им.

С того дня, как Наливайченко поставил старшим Печёркина, бригадир Решетников опустил руки и дисциплина в четвёртой бригаде пошатнулась. Печёркин делает вид, что это его не касается, обо всём он рассуждает «технически». Вот и сейчас, стоя перед председателем колхоза в правлении, он упрямо твердит одно и то же:

- Моё дело - машины. А людей я собирать не буду...

- Да ведь механизм для того существует, чтобы хлеб молотить! - стонет Наливайченко. - Хлеб стоит! А вы тут, Фёдор Васильевич, чинитесь: «моё», «не моё»...

Печёркин разводит руками и опять начинает что - то своё о клапанах, лопастях, прокладках, и Наливайченко безнадёжно машет рукой.

А хлеб не ждёт.

Тревога за хлеб гонит Овсянникова в степь.

2

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены