Пермское гран па

Сания Давлекамова| опубликовано в номере №1425, октябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Л. Уланова, заслуженная учительница школы РСФСР. — Чем сильно наше училище? Тем, что мы действительно — единый коллектив. В широком смысле слова мы все — воспитанники одной школы. Большинство из нас в Перми учились, танцевали, теперь преподаем. Мы воспитаны в одном духе. Едино понимаем жизнь, искусство, педагогику, хотя, конечно, мы все — разные. Мы можем спорить, и, бывает, спорим горячо. Но потому, что в главном мы едины, споры идут только на пользу, помогают развивать накопленное.

...Они действительно все разные, педагоги пермской школы. Каждый — индивидуальность. И это делает коллектив очень ярким.

Людмила Павловна — вся порыв, энергия, стремительность. По коридору не идет — летит и урок начинает с лету, на ходу бросив мне: «Садитесь на мой стул, так будет удобнее. Я все равно не сажусь». И не садится за весь урок ни на секунду. «Сидя я больше устаю, — признается она. — Не привыкла сидеть».

Весь экзерсис у станка Сахарова может простоять около одной ученицы буквально на коленях у ее ног, проверяя, что называется, каждую жилочку — так ли работает? Иногда задерживая девочку надолго в той или иной позе, закрепляя правильное, давая почувствовать и осознать работу мышц. На других в такие минуты она только зорко взглядывает: «Меня не ждите, продолжайте».

Но вот выходят девочки на середину зала для новых упражнений, и кажется, что видишь Людмилу Павловну одновременно во всех концах огромного пространства. Так мгновенно видит она малейшую неточность исполнения, так молниеносно бросается к каждой ученице поправить ее.

...Улыбчивая Нинель Даниловна Сильванович не спеша входит в класс, как бы исподволь готовя к трудности урока. «Посмотрите, какая красивая у нас пианистка», — говорит она мне, стремясь создать хорошее настроение у всех. Здесь тоже безошибочный, быстрый глаз, а строгость кроется за шуткой, мягкой иронией. «Все уже видели, что у тебя большой прыжок, — говорит Нинель Даниловна ученице. — А теперь начнем работать серьезно».

Л. Сахарова, народная артистка РСФСР, заслуженная учительница школы РСФСР. — Педагогу нужны многие качества. И жесткость, и мягкость, и терпение, и настойчивость, и выносливость... Но любовь к детям, желание их выучить, слабых и сильных — прежде всего. И творческое отношение к делу тоже прежде всего. Дети каждого набора разные, и каждый день они разные. Надо чувствовать именно сегодняшний день и применительно к тому строить урок, добиваясь нужного результата сегодня, но думая о будущем. В этом — творчество педагога.

Вот Людмила Павловна и определила то главное, что объединяет коллектив, ею руководимый.

Проявления же творчества здесь самые многообразные. Оно и в том, что вдруг неожиданно Сахарова начинает разучивать адажио из «Жизели» с ученицей отнюдь не самой сильной. И в том, что Есаулова подготовила книгу по методике характерного танца. И в том, что Сильванович восстановила для своей ученицы вариацию из старинного забытого балета «Времена года». А Мальцева, Толстухин сочиняют новые номера для концерта...

Этот творческий дух воспринимается учениками и остается в них на всю жизнь, как и память о школе. Недаром повзрослевшие выпускники так часто приезжают навестить Пермь, выступить в концертах, спектаклях, а иногда и вновь позаниматься у своих школьных учителей. Живая связь времен и поколений сохраняется здесь без усилий. Портреты балетных «звезд» висят в интернате и школе не просто как дорогие реликвии.

Н. Павлова, народная артистка СССР. — Самая главная общая черта педагогов пермской школы, по-моему, фанатизм. Фанатичная преданность своей работе, фанатичная любовь к детям. Только сейчас, став взрослой, я начинаю по-настоящему это понимать. Они проводили с нами целые сутки, особенно когда готовилась какая-то роль. А у них ведь свои семьи, свои дети. У Людмилы Павловны, например, двое. Но она была всецело с нами, помогала абсолютно во всем, не только в учебе. Казалось, кроме нас, никто ее не интересует. Беспокоилась о любой мелочи в жизни своих учениц. И сейчас мы многим делимся, советуемся с ней. О школах нередко говорят «мой родной дом». Но иногда это лишь привычное, штампованное выражение. Пермское же училище в самом прямом смысле слова наш родной дом.

...Звенит школьный звонок. И начинается новый день. У первоклассников первый урок — классический танец. Символичная традиция. Отныне каждый день у них будет начинаться так. И так будет всю жизнь, каких бы высот в искусстве они ни достигли. Каждое утро — экзерсис у балетного станка до последнего дня, пока не покинут сцену. Но ребятам, о которых я упоминала, до этого еще очень далеко. Сейчас они, окончив училище, только начинают свою жизнь в театре.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

По земле, по рекам, по болотам

Как назвать сей далеко не роскошный агрегат, не знают и сами его создатели. Мотоцикл-амфибия? Моторекоболотоход?

Голос

Рассказ

Как «пробиться» в поэты

Недавно я получил письмо, в котором была фраза: «Помогите пробиться в поэты». Эта, с позволения сказать, просьба меня не только озадачила, но и ошеломила