Пермское гран па

Сания Давлекамова| опубликовано в номере №1425, октябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Заканчиваются уроки, начинаются репетиции. Их ребята любят больше всего. Утром они учатся танцевальным «фразам», а вечером из них слагается танец и чувствуют они себя не учениками — артистами.

— Подожди, голубчик. Ты вышла, увидела девочку в окне и не знаешь, что она «кукла». Вот и пригласи ее потанцевать. Это движение веселое и легкое. Не надо из этого целое дело устраивать.

— Конец должен быть неожиданным! А ты ногу вытянула, встанешь — завтра. Здесь встать — и будут аплодисменты, а самой в это время отдыхать. И отдыхать надо уметь.

Нинель Даниловна Сильванович репетирует с Таней Ропай партию Коппелии.

Н. Сильванович, заслуженная учительница школы РСФСР. — «Коппелия» — наш «фирменный» училищный спектакль. Идет 26-й сезон, пользуется успехом. Все ученики проходят через него. Сначала танцуют в кордебалете, потом — маленькие прялочки, подруги, кукла, вариации, и, наконец, наиболее способные приходят к ведущей партии.

Т. Ропай, выпускница. — Когда ждешь спектакля, настроение всегда приподнятое и учишься лучше. Но приходит время идти на сцену — и я всегда этого боюсь. Страшно переживаю, даже злюсь на себя, когда что-то не получается так, как хотелось бы... Страх у меня проходит, только когда мама приезжает из Свердловска смотреть меня. В Свердловске я занималась в балетной студии. И долго не решалась поступать в Пермское училище, а когда приняли — прыгала от счастья.

...Репетиции проводятся в танцевальных залах, но самая большая радость для учеников — когда они танцуют на сцене учебного театра. Он открылся торжественно два года назад, на открытии танцевали Надежда Павлова, Любовь Кунакова. Прекрасный театр — с большой, как в настоящем театре, сценой, со зрительным залом на 300 мест, — он соединен крытой галереей со зданием училища. Здесь теперь проходят раз в полугодие «внутренние» отчетные концерты, здесь проходят публичные выступления учащихся для зрителей Перми.

Выезжают юные артисты и в другие города Союза, и за рубеж. Традицией училища стали отчеты в Москве в дни зимних каникул.

...Звучит бесконечно знакомая, но вечно волнующая музыка «Лебединого озера», и, отзываясь на трепетное пение виолончели и скрипки, сама столь же трепетная, появляется на сцене в кругу подруг-лебедей Одетта. Нежный взмах руками-крыльями, мягкий перебор стройных ног, и она начинает свой мечтательно-элегичный танец... Захваченные его красотой, зрители отвечают аплодисментами. Зрители одного из крупнейших концертных залов Москвы — зала «Россия». А трогательная юная Одетта — всего лишь ученица Пермского училища, новая воспитанница Сахаровой. Зовут ее Таня Гурьянова. Москвичи познакомились с ней в 1984 году на Всесоюзном конкурсе, где Таня, тогда ученица шестого класса, стала лауреатом.

В концерте она выступала вместе со своими товарищами из училища. Здесь были малыши и старшеклассники — Наташа Ситникова, Таня Ропай, Анджела Кондрашова, Павел Гофман, Витя Дик... Выступления на большой сцене помогают ребятам быстрее взрослеть, уже в школьные годы готовят к жизни артиста.

В прошлом году в Перми проходила неделя искусств Ленинграда. Не случайно. Города эти связаны узами кровными. На ту неделю искусств приехали известные балерины — Ирина Колпакова, Любовь Кунакова. Тоже не случайно. Кунакова, как уже говорилось, воспитанница Пермского училища. Колпакова — Ленинградского, но поступала она в него в Перми. Было это в годы Великой Отечественной войны.

Тогда в Пермь были эвакуированы и Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, и Ленинградская балетная школа. Здесь, на пермской сцене, танцевали прославленные артисты — Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Наталия Дудинская, Константин Сергеев... Здесь Арам Хачатурян заканчивал партитуру своего балета «Гаянэ», и здесь состоялась его премьера.

Здесь учился Юрий Григорович, ныне всемирно известный хореограф, главный балетмейстер Большого театра. В ту пору он, ученик пятого класса, добыв где-то лодку, пытался бежать на фронт, но его вернули к балетному станку.

Во время войны ленинградские педагоги, отобрав одаренных детей, и создали в рамках своего училища отделение, которое затем обрело права студии. В 1945-м студия превратилась в хореографическое училище...

По сложившейся традиции 1 сентября первоклассников ведут в музей. Материалы его знакомят не только с историей, но и с жизнью нынешних выпускников. Кто, где, кем работает. Какие партии танцует, какие балеты ставит. На каждого заведена особая карточка, для каждого своя папка, куда складываются вырезки из газет, журналов. Собраны здесь и фотографии, афиши, программы...

А на стене вдоль лестничного пролета, что ведет к самому музею, своеобразная галерея. Фотографии, запечатлевшие «начало начал» училища: первых педагогов, их учеников... Портрет первого директора — Н. А. Вагиной. А начинается эта галерея портретом женщины в розовом — то ли старинном платье, то ли сценическом костюме, подчеркнувшем женственный покат плеч, стройную удлиненность шеи. Темные волосы гладко убраны, в стиле, принятом в романтических балетах, и весь облик из времен Марии Тальони, Карлотты Гризи — умиротворенный и загадочный одновременно. Это — Екатерина Николаевна Гейденрейх, ленинградская балерина и педагог, основатель училища, его художественный руководитель до 1958 года.

Мимо портрета основательницы, нет-нет да и приостановив быстрый шаг, на дню по многу раз проходят дети — то в учебный театр, то в музей, то в зал, что расположен напротив. В зале этом ведет уроки Людмила Павловна Сахарова. Тридцать лет назад привела ее сюда сама Гейденрейх, заметив в танцовщице незаурядный педагогический дар. Как удивительно переплетаются судьбы. Сахарова окончила московскую школу, но учила ее там ленинградская в прошлом балерина Мария Алексеевна Кожухова. Танцевала Сахарова в Пермском театре, а в педагогику направила ее ленинградка.

В этом же зале ведет сейчас занятия и другой замечательный педагог — Нинель Даниловна Сильванович. Она «чистая» ленинградка. Там родилась, училась. Там, в Ленинградской консерватории, получала и педагогическое образование, занималась у самой Агриппины Яковлевны Вагановой, создавшей новую методику преподавания классического танца, которой ныне пользуется почти весь мир. В Пермском училище Нинель Даниловна тридцать три года.

Сегодня в училище преподают уже и те, кто сам его когда-то окончил. Немало среди них выпускников Гейденрейх, к примеру, Елена Владимировна Быстрицкая, Мария Александровна Мальцева. В младших классах у Сильванович, в старших у Гейденрейх училась Лидия Григорьевна Уланова. А Сахарова была ее репетитором в Пермском театре. У Сахаровой начинала учебу Нина Петровна Костырева (это был первый сахаровский класс), а у Сильванович заканчивала школу...

Так рождается преемственность, так складывается своеобразие школы, значение которой в жизни балетного искусства велико и разнообразно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В зеркале творчества

Владимир Высоцкий как явление культуры

Голос

Рассказ