Падение Парижа

И Эренбург| опубликовано в номере №355, март 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

- ... Ненавижу!...

- ... Потому я вас пустила. Они расклеили в Сен - Жюсте приказ: за помощь пленным - расстрел.

- ... Меня вели. Отложили на день. Утро было, птицы...

- ... Мне пятьдесят восемь. Это близко от смерти, но это еще жизнь. Все перепуталось... Муж думал, что мы погибнем от вас. Я тоже так думала... Может быть, это было правдой - вчера... А теперь... Я получала «Ордр». Дюкан писал, что коммунисты - патриоты...

- ... Дюкан понял поздно...

- ... А вы?... Все опоздали... И пришли они.

- ... Я думаю сейчас: где правда - не на один год, постоянная?...

Ее мутные глаза остановились на гипсе распятия. Сквозь щель окна засерел рассвет. Перед Мишо была Дениз, горячая и живая. Он помял кепку, простился.

И вот Дениз рядом. Но она не смеется. Он ее поцеловал - у нее холодные губы.

- Дениз, что с тобой? Видишь: я ушел, спасся...

Она расплакалась, как ребенок, шумными слезами. Мишо успокаивал:

- Спасся... Не плачь, Дениз!...

Сквозь слезы она говорила:

- Мишо, ты меня поцеловал, и мне стало так страшно... Я не верю, что я живая... Ты не понимаешь? Я не умею сказать... Мне кажется, что мы все умерли... А живем для вида: немцы приказали...

Он не сразу ответил: не хотел признаться, что и сам не раз это чувствовал: после Арраса... Говорил себе: нельзя быть малодушным. Его поддерживал образ Дениз; он почему - то думал, что Дениз его встретит улыбкой, теплом руки, жизнью; растерялся от ее отчаяния; молча гладил руку.

Это было в маленькой мастерской лудильщика возле Порт де Версай. Здесь Дениз и Клод печатали листовки. До той минуты, когда она увидела Мишо, Дениз была спокойной: говорила Клоду о борьбе, о силе, о победе. Сейчас они были одни.

- Не плачь, Дениз...

Пришел Клод. Он не заметил Мишо, запыхавшись, радостно бормотал:

- Шрифт завтра будет. Понимаешь?... - и вдруг крикнул:

- Мишо! Ты?... Теперь мы спасены. Дениз, мы спасены! Понимаешь?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены