Падение Парижа

И Эренбург| опубликовано в номере №355, март 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

Отрывки из 3-й части романа

Тесса вряд ли узнал бы в кокетливой мастерице, которая развозила платья нарядным заказчицам, свою дочь: короткие завитые волосы, пунцовые губы, шляпа, похожая на поварской колпак, а в руке картонка, перевязанная лиловой ленточкой.

Дениз работала в мастерской мод на бульваре Мальзерб. Мастерицы шили бальные платья. В салоне стояли длинные зеркала. Заказчицы показывались редко, и хозяин жаловался, что дела идут плохо. Это был немолодой человек с короткими седыми усами и с грустным взглядом. Иногда он перелистывал «Жарден де мод» или «Вог». Манекены в сумерки казались посетителями. Пели швейные машины; танцевали электрические утюги; длинные ногти пробегали по шелку - звук был несносен. А в задней комнате хромой Южень приправлял лист на американке: там помещалась подпольная типография. Хозяин мастерской мало что смыслил в модах, он писал листовки; а Дениз разносила их в нарядной картонке.

Сегодня у Дениз праздник. Она спешит в Бельвиль. Вот адрес... Там она встретится с Мишо. Это первая встреча после четырех месяцев разлуки.

Мишо послали сначала в Брест: он был запасным флота. В штабе, прочитав сопроводительный лист, стали думать, как бы отделаться от «смутьяна». Недели две спустя его отправили в Аррас - в пехотный полк. Он мыл полы в казарме. Батальонный командир Фабр был пьяницей и чудаком, политику презирал, начальству не верил, говорил: «В жизни два отрадных явления - таксы и кактусы». Вначале он решил, что Мишо - вор, а узнав, что «преступник» сражался в Испании, развеселился, прозвал его «Дон - Кихотом»; благоволил к нему. Вот отпустил на два дня в Париж...

Дениз волновалась; не сразу нашла она узкую, полутемную улицу, похожую на десятки таких же уличек. Дверь открыла старая женщина, Мишо еще не было.

- Садитесь, милая. Я сейчас кофе сварю. Замерзла? Мишо скоро приедет.

Но Мишо задержался. Хозяйка спросила:

- Вы моего Жано не знали? Его фашисты убили на заводе.

Дениз вспомнила рассказы Мишо о Клеманс:

- Это вы?

Клеманс вытерла глаза передником: Жано!... и Дениз теперь поняла язык маленькой комнаты. На стене висел портрет ушастого подростка. На комоде лежали книги, тетрадки. Старая кепка... Клеманс не могла расстаться с вещами сына. Она ухаживала за его товарищами, кормила их, пришивала пуговицы. Когда началась война, она сидела по вечерам и плакала: всех забрали. А в ноябре к ней пришел незнакомец:

- Я от Мишо. Можно у вас остаться до утра? Меня ищут...

Она теперь прятала у себя коммунистов. Никогда не расспрашивала, кто, зачем; готовила ужин, стелила постель. С ней разговаривали о событиях. Она гордилась доверием. Сказала Дениз:

- Финляндию они придумали, чтобы отвести глаза...

Потом поглядела внимательно на Дениз и улыбнулась:

- Я давно Мишо говорила: зачем ты один болтаешься? Хорошо, что вы его заметили, он скромный. А сердце у него замечательное. И умница. Скоро будет, как Морис Торез. Только без женской руки трудно. У Жано я была.

Скрытная Дениз не смутилась: будто с ней говорит близкий человек...

- Вот и Мишо. Какой он смешной в форме!

- Ты!

Он обнял Клеманс. Старуха напоила его кофе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены