О верном чувстве действительности

О Резник| опубликовано в номере №480, май 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

В повести явно ощущается та внутренняя слитность лирического и героического, которая создаёт поэтическую атмосферу повествования. Романтическая приподнятость в изображении советских людей на войне углубляет реалистическую достоверность этого изображения, открывая за будничным и повседневным окрылённое устремление к будущему...

Центральное место в творчестве молодых писателей заняла тема возвращения советского человека с войны к мирной жизни, трудовому созиданию. В центральных и областных журналах за последнее время ей посвящены рассказы В. Ревунова «Возвращение», А. Кулаковского «Сад», В. Баныкина «На Волге». Ю. Гончарова «Возвращение», А. Ференса «Сила», С. Антонова «Лида» и др.

Молодой писатель В. Ревунов в рассказе «Возвращение», опубликованном в журнале «Новый мир», идёт по верному пути в решении основной темы рассказа. Выразительно, просто и точно дана атмосфера трудового подъёма, показана деловито напряжённая забота о возрождении довоенного колхозного благополучия, с тем чтобы создать жизнь, достойную победителей. Жизнь колхоза в рассказе - это сражение среди тишины за высокий урожай, за обилие, за восстановление израненной земли.

Запоминается и подкупает реалистической выразительностью образ героя рассказа старшины Трофима Тимофеевича. В его внешнем облике, в движениях, в умной рассудительности - сила человека, знающего правду, умеющего за неё постоять. Вот почему веришь силе его переживаний, той взволнованности, с которой он ждёт встречи с семьёй, с родным колхозом, председателем которого был до войны. Уже по дороге верным хозяйским глазом подмечает Трофим Тимофеевич успехи в хозяйстве и подтрунивает над сыном, заменившим его на посту председателя. Но радость возвращения омрачена неожиданно навалившимся тяжёлым горем: Трофим Тимофеевич узнаёт, что жену его убили немцы. Остро и тяжко переживает он эту весть. «Тёмное, жгучее горе загородило от него будущее, а прошлое, где осталась жена, было невозвратимо. Он старался не думать об этом. Но как только наступали сумерки и на деревне становилось тихо, он давал себе волю. Белозубая, в черной полу - шапочке, накинутой на тонкие девичьи плечи, вставала она в его памяти».

Глубокая жизненная правда рассказа именно в том, что автор, нисколько не умеряя, не стушёвывая остроту человеческой боли, умеет показать ту силу преодоления, которая как бы разлита во всей атмосфере советской жизни, в самой основе мироощущения настоящих, сильных душой советских людей. Писатель показывает колхозников как людей большой души и большой мечты. Рассказ дышит любовью к людям труда, верой в торжество будущего, отвоёванного не только оружием, но и нравственным превосходством наших людей. Война помогла молодому писателю глубже увидеть жизнь, почувствовать величие духовного мира советского человека. Это и есть настоящий путь художника, который сложнее сочинительства затейливых коллизий или литературных обыгрывание конфликтов, рождённых войной.

К сожалению, иным прозаикам ещё свойственно неумение или нежелание понять разницу между бытовой правдивостью и большой жизненной правдой, между художественным творчеством и натуралистическим сочинительством.

Молодой писатель из Воронежа Ю. Гончаров напечатал о альманахе молодых писателей рассказ под тем же заглавием, что и у Ревунова, - «Возвращение». От рассказа даже внешне веет той стандартной старомодностью, которая когда - то была излюбленным стилем плодовитых, но мало известных авторов беллетристического отдела «Нивы»: «Был вечер тёплый, безветренный. Запылённая листва вяло поникла и не шевелилась. Крыло луны, поднявшейся из - за церкви, заливало голубым светом притихший городок». Умилительно описывает автор мещанский уют дома учительницы, к которой возвращается с войны её сын Иван Ильич. За столом мать, жена Ивана Ильича, двоюродный брат Вася, у которого «губы были, словно дудочки». Мы не будем вдаваться в подробности первой встречи, где всё дышит ложной многозначительностью, полунамёками и вздыханиями. Вот первый разговор жены с мужем после долгой разлуки: «Ты не разлюбил меня? Ни на сколечко, даже ни на столечко?» - и показала на кончик мизинца. «Глупенькая», - растроганно сказал Иван Ильич».

Из дальнейшего развития рассказа мы видим, как бездушно относится Иван Ильич к своей Сашеньке. Не верится как - то, что этот хлюпик на войне командовал ротой. Скорее всего он разложившийся обозник. Ему скучно, тоскливо в мирной обстановке, «настоящее кажется ему мелким, скучным, однообразным». Иван Ильич считает, что ему как демобилизованному должны предоставить какую - то особенную работу, и в этом смысле он в известной мере сродни своему двоюродному брату Васеньке, который считает, что фронтовые заслуги дают ему право пьянствовать, бездельничать и хвастать. Советский город в этом рассказе предстаёт как старое провинциальное захолустье, где «застыла мёртвая тишина, спутница провинциального покоя». Правда, Иван Ильич пытается образумить Васю, который говорит: «Мы с тобой, Иван, солдаты и в гражданке не уживёмся, мы привыкли к дисциплине, а тут существует полная безалаберность». На самом деле отповедь Ивана Ильича Васе от начала до конца фальшива, нет в ней ни той внутренней собранности, ни того чувства долга, который свойственен подлинным советским людям, нет в нём даже совестливости перед женой, которая всю войну работала и теперь продолжает работать и беспрекословно выносит ворчание, уныние Ивана Ильича, безропотно ухаживает за ним.

Этот чуждый нашей жизненной атмосфере рассказ автор пытается неожиданно переломить во второй части повествования, когда Иван Ильич всё же, скрепя сердце, взял работу в артели и, в конце - концов, как будто полюбил её. Но скажем прямо: благополучная концовка не меняет существа рассказа.

Перед каждым писателем, изображающим тему возвращения, стоит сложная, многоплановая задача: показать гордое победное чувство, претворённое в пафос созидания; глубокую человечность, открытую всем естественным порывам и страстям: боли, гневу, тоске, - но вместе с тем способную преодолеть их велением советской общественной морали.

Перед художниками, изображающими возвращение с войны, раскрываются огромные внутренние возможности: показать во весь рост облик народа - победителя, окрепшего в испытаниях, его отношение к родине и любимому труду, духовный подъём, который предвещает завоевание светлого коммунистического завтра.

Рассказ Ю. Гончарова - лишнее подтверждение того, сколь губительны для литературного произведения отсутствие идеи, случайность и поверхностность жизненных наблюдений, небрежность в поисках выразительных средств. Эти недостатки ещё в очень сильной мере дают себя знать в молодой прозе. О них надо говорить во весь голос, предостерегая молодёжь от лёгких, но мнимых удач и помогая молодым писателям овладеть верным чувством действительности.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены