Марафонское плаванье

И Файзуллин| опубликовано в номере №480, май 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Медленно стелется ночь. Я лежу под густой чинарой и напрасно стараюсь уснуть. Тёплый ночной ветер доносит приглушенный шум прибоя и лёгким шорохом замирает в листве парка. Скоро рассвет.

Через несколько часов мне предстоит проплыть по Дунаю сто километров я этим проплывем побить венгерский рекорд мадьярского пловца - Лабури Кальмона, проплывшего пятнадцать лет тому назад по Дунаю семьдесят два километра - от Естергома до Будапешта.

Интересно, о чём в такие минуты думал легендарный пловец Песце Колла (человек - рыба), живший в средние века на острове Сицилия? Большую часть своей жизни Песце Колла проводил в Средиземном море, вдали от берегов, получая пищу и отдыхая на случайно проходивших кораблях. Волновался ли Песце Колла, отправляясь в свои далёкие загадочные морские прогулки?..

Предрассветный туман поднимается над рекой. Дунай блестит, как громадное зеркало в зелёной оправе густо заросших берегов. Ну, старый Дунай, ещё несколько минут - и мы вступим с тобой в единоборство.

Я покрываю тело толстым слоем специальной мази, предохраняющей тело от излишней потери тепла и от охлаждения. «На старт, - командует генерал - майор Рождественский, поднимая ракетницу, - марш!» Пять часов тридцать минут по будапештскому времени. Холодная вода обжигает тело. Начинаю плыть. В непрерывной работе проходят минуты и часы, метры и километры. Вот на высоком берегу показались крепостные стены, их угрюмые башни уходят в светлое небо - это Естергом. Постепенно усталость и озноб охватывают всё тело; непослушными, неуклюжими становятся мышцы. Так наступает «мёртвая точка». Здесь, на пятидесятом километре, она стала передо мной, как высокий порог, преграждающий путь к победе...

С лодки мне подают горячий бульон, сладкий чай, шоколад. Принимая пищу, я, согласно правилам, не соприкасаюсь с лодкой. За каждым моим движением зорко следят иностранные судьи и журналисты.

В монотонной борьбе с рекой, холодом и усталостью проходят новые километры. «Мёртвая точка» прошла - и плыть стало легче; теперь до столицы Венгрии, Будапешта, осталось сорок километров. Солнечное утро сменил полдень. и холодный вечер идёт на смену дневному теплу. Быстро темнеет, на сопровождающей лодке зажгли фонарь. Наконец за поворотом реки засверкали огни Будапешта.

«Осторожно, капитан!» - кричат мне с лодки. Я и сам вижу: три огромных взорванных моста преградили русло реки, образуя водовороты; то там, то здесь из воды торчат железные балки. Неожиданно яркий свет озарил тёмную гладь ночного Дуная: это сопровождающий меня тральщик Дунайской краснознамённой флотилии осветил мне опасный путь мощным прожектором. Последние метры. Я подплываю к зданию будапештского парламента. Каскад цветных ракет освещает небо и толпы жителей столицы, пришедших посмотреть мой финиш.

Так была закончена стокилометровая дистанция. Судьи зафиксировали время - 17 часов 54 минуты 47 секунд.

Марафонское плавание, как, по аналогии с марафонским бегом, с давних пор стали называть дальние проплывы, имеет интересную историю.

Первый проплыв со спортивными целями совершил английский поэт Байрон, который, несмотря на хромоту, был отличным пловцом. 3 мая 1810 года он переплыл Дарданеллы из Сестоса в Абидос, проплыв при этом около 6 километров.

Классической международной трассой, имеющей семидесятилетнюю традицию, является пролив Ламанш. Первым 25 августа 1875 года в направлении из Дувра в Кале его переплыл капитан английского торгового судна Мятью Вебб. 32 километра он проплыл за 21 час 45 минут. С тех пор около сотни пловцов многих стран старались одолеть канал. Но сильные морские течения и холодная вода часто побеждали силу и волю спортсменов. За 75 лет победу над Ламаншем одержали только 25 пловцов. В 1926 году Ламанш переплыла первая женщина - известная американская пловчиха Гертруда Эдерле.

Дальние проплывы совершались и в других местах: через Гибралтар, вокруг острова Манхэттен (Нью - Йорк), на озере Онтарио (Северная Америка), в Палестине, по Тивериадскому озеру.

Во многих буржуазных странах погоня за сенсацией и игра на материальных интересах превратили марафонское плавание в мероприятие, не имеющее ничего общего со спортом.

Незадолго до войны иностранная печать сообщила о трагической смерти немецкой пловчихи Рут Литциг, последовавшей в результате попытки установить 100 - часовой рекорд в плавании. После 79 часов пребывания в воде в Баденерзе, около Эссена, она была извлечена из воды в обморочном состоянии и умерла, не приходя в сознание. Расследование подробностей этого «соревнования» вскрыло истинное лицо буржуазного спорта: мать Рут Литциг, несмотря на просьбы дочери прекратить соревнование, не соглашалась на это, не желая терять большую сумму денег, которую должна была получить в случае установления рекорда.

В дореволюционной России марафонское плавание не пользовалось популярностью. Известен только один проплыв по Каспийскому морю на 48 километров - от Шиховой косы до Баку, - совершённый в бурную погоду преподавателем бакинской гимназии Л. А. Романченко 23 июля 1912 года. Его результат - 24 часа 10 минут.

После Великой Октябрьской революции плавание стало массовым видом спорта, дальние проплывы получили широкое распространение. Теперь среди наших спортсменов имеется не один десяток пловцов, показывающих результаты международного класса. В 1936 году заслуженный мастер спорта В. Кузнецов проплыл но Чёрному морю около 60 километров, проведя больше 28 часов в воде. Чемпиону Советского Союза мастеру спорта Б. Девяткину потребовалось 24 часа 36 минут, чтобы в бурную погоду проплыть 50 километров.

Марафонское плавание - один из самых трудных видов спорта, предъявляющий организму спортсмена исключительно высокие требования. Учёные установили, что сердце чемпионки страны по марафонскому плаванию на 25 километров Евгении Второвой во время рекордного заплыва по Чёрному морю выталкивало при каждом сокращении около стакана крови, что составляет почти 840 литров за один час, или около 7560 литров крови за всё время нахождения её в пути. Это беспримерный показатель мощности работы сердца.

Каким же образом пловцы добиваются феноменальной выносливости, позволяющей проплывать сверхдальние дистанции?

Секрет успеха «лежит в длительной специальной подготовке, включающей в себя, помимо плавания, занятия другими видами спорта - лыжами, гимнастикой, - в строгом спортивном и бытовом режиме.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены