О верном чувстве действительности

О Резник| опубликовано в номере №480, май 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Внимание советских читателей за последнее время всё чаще привлекают произведения, подписанные новыми в литературе именами. Заслуженную симпатию снискали повести В. Пановой «Спутники», П. Вершигора «Люди с чистой совестью», В. Некрасова «В окопах Сталинграда», Эм. Казакевича «Звезда» и некоторые другие. В этих книгах раскрываются моральные качества советского человека - высокая идейность и стойкость, которые выдержали самую суровую проверку.

Совещание молодых писателей, проведённое по инициативе ЦК комсомола совместно с Союзом советских писателей, помогло открыть новые литературные дарования во всех уголках нашей Родины. Рассказы начинающих авторов - зеркало успехов и трудностей творческого роста литературной молодёжи.

Ю. Капусто - новичок в литературе. В альманахе, выпущенном издательством «Молодая гвардия» к совещанию молодых писателей, опубликован отрывок из её повести «На батарее», которая целиком будет напечатана в журнале «Новый мир». Героиня повести Наташа Крайнова пришла на фронт прямо со школьной скамьи. В ответ капитану Никитину, который честно и трезво рисует перед Наташей трудности боевой жизни, она говорит: «А я думаю, что сумею». И вот мы видим эту хрупкую, наивную девушку на линии огня в полку, среди людей, умудрённых жестоким опытом войны. Стороннему глазу может показаться, что сердца их слишком загрубели, что близкое соседство со смертью заглушило в них чуткость ко всему, выходящему за пределы непререкаемой и трагической правды войны.

Не так просто заслужить доверие солдат, утвердить своё место на войне без компромиссов с совестью, сохраняя человеческое и женское достоинство. Наташа добивается того, что все, начиная от командира и кончая поваром, не только принимают её в свою среду как равную, но и начинают относиться к ней особенно чутко и заботливо. Она не поддаётся мелочным уколам самолюбия, не отчаивается, не впадает в амбицию. Наташа раздумывает над окружающим, стараясь отделить внешнее, наносное, от того глубокого, что несёт в себе каждый защитник Родины. Услышав обидный и несправедливый разговор о себе, с намёками на то, что она льнёт к командиру, героиня повести думает: «Нет, нельзя обижаться на них. С соседом по блиндажу у меня одна боль, одно желание. Чего мне не хватает, того и им. Может, сегодня они будут жизнью своей рисковать ради меня. Или я своей - ради них. Как придётся...» И ей вспоминаются проникнутые глубокой человечностью слова Маяковского:

«Лишь, лёжа

в такую вот гололедь,

Зубами

вместе

проляскав,

Поймёшь: нельзя

на людей жалеть

Ни одеяло, ни ласку...»

Автор сумел показать, что каждый из советских воинов перед лицом смерти сохраняет высокий советский гуманизм, не расплескивая и не растрачивая своих чувств. В письмах к жениху Сергею, в размышлениях наедине с собой Наташа делится с любимым своими настроениями: «Первые дни я была рада, что удалось - наконец - то! - попасть на передний край! А сейчас одного только пребывания здесь мне мало. Я и здесь не делаю всего, что могу. А помнишь, мы говорили с тобой, что счастье - это реализация всех возможностей человека. И чистая совесть - тоже счастье».

В письме к Сергею Наташа рассказывает об одном из своих товарищей - сержанте Ермошеве:

«Он не любит разговоров о дружбе. Храбрости без нужды просто не терпит и до сих пор не может простить мне моего самовольного участия в разведке. Кажется, я начинаю кое - что понимать. На фронте подвиг становится явлением обычным. Его расценивают не как проявление каких - то высоких, необычайно благородных чувств, а как нечто такое, что само собой разумеется. Здесь нет места пустой романтике».

Поведение товарищей, участливые слова командира, мы бы сказали, весь дух и строй моральных чувств советской армии воспитывает и укрепляет в юной душе подлинную человечность. Ей чужды сентиментальность, велеречивость, все признаки показной доброты, щегольства, молодечества.

Чувство единого воинского коллектива связывает людей на фронте. Особенно неприглядно выглядят в этом коллективе себялюбцы и эгоисты, приспосабливающиеся к условиям, поступающиеся своим достоинством и нравственностью ради личного благополучия. Такова, например, старший сержант Алла, которая устроилась под боком у начальства и вся поглощена пошлыми интрижками, добыванием нарядов. Свою распущенность она объясняет одиночеством, тоской: «Думала, встану утром и буду уже не одна, а утром оказалось, всё равно одна». Наташа правильно замечает: в «её откровенности было что - то беспомощное»; и мы не можем не разделить нравственного протеста героини, брошенного в лицо этой пустой и никчемной женщине: «Только не сваливай на войну! Встретишь человека - полюбишь его - с чем ты придёшь к нему?»

В наступательном порыве наших войск автор разглядел общее советским людям желание приблизить наступление, чтобы как можно скорее вернуться к мирной жизни. Эти мысли перекликаются с известным рефреном из поэмы Твардовского «Василий Тёркин»:

«Бой идёт не ради славы,

Ради жизни на земле».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены