О «белых пятнах» и «назревших темах»

Игорь Серков| опубликовано в номере №1474, октябрь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сдается, многие взрослые в отношениях с молодежью страдают этим привычным для нашего сознания недугом. Когда собственные недостатки и слабости простительны, понятны и нестрашны, а «их» — необъяснимы, непростительны и ужасающи.

Но разве не болеют этим же и молодые люди, не желающие ничего понимать и признавать у старших? Упивающиеся слепым высокомерием молодости, ощущением избытка еще не проверенных в серьезных испытаниях сил?

Что же это получается: стенка на стенку? Только констатация наличия замкнутого круга взаимной предубежденности вряд ли кого успокоит. Сегодня перед всеми нами стоит одна цель: приподняться над взаимным недоверием, найти точки понимания, звенья сотрудничества.

Задача эта — для всех поколений. Разве недостижимо понимание, что люди делятся не на тех, кто старше, и тех, кто моложе, а на честных и подлецов, подвижников и подонков, работяг и лентяев, порядочных и негодяев? И что первым надо протянуть друг другу честно руки, потому что вторые горазды отыскивать друг друга и объединяться в свои кодлы, шайки, мафии.

Разве не открываются для всех нас сегодня — когда все яснее пути и перспективы нашего общественного развития — возможности честного и прямого разговора без «закрытых тем» и «белых пятен»? Сегодня такой диалог возможен, но только если нам удастся — каждому! — преодолеть в себе заразу высокомерного предубеждения, что «они» все равно не поймут.

Вряд ли «они» хуже «нас». Вряд ли есть смысл запугивать «своих» ужасами из «их» жизни. Потому что, если честно разбираться, ужасов и бед хватает в жизни и тех, и других. От них нельзя отворачиваться, но все же не ими движется жизнь, не они определяют лицо поколений.

Нравственное одичание, духовная скудость, политическая неразвитость поразили не одно конкретное поколение, это болезни, распространенные во всем обществе. Ни одно поколение не справится с ними в одиночку. Старшим нужна вера в то, что есть будущее, перед которым они ответственны. Молодые, отделяя себя от опыта старших, рискуют впасть в еще большее одичание, ибо высоты духа и нравственности — плод тяжелейшей работы человечества на протяжении всей истории его существования. В одиночку на пустом месте такое не создашь.

Ни перед кем из взрослых не стоит угроза помолодеть. Но каждый молодой человек неминуемо взрослеет, чтобы в один прекрасный момент понять, что вся ответственность за то, какой он, уже лежит на нем.

По-моему, мы долгие годы не спешили призывать людей к такому ответу, откладывая его на все более поздний срок, а то и вовсе забывая о нем. Потому что у человека не было выбора — он должен был быть таким, каким требовала быть официальная идеология. Со школы. С детского сада. С яслей.

Отрицалась сама возможность пройти какой-то путь развития. Заблуждения приравнивались к терактам, саботажу, вредительству, к покушению на основы. Но ведь недаром тысячелетиями говорилось о необходимости найти, выстрадать истину. Когда же она навязывается тебе в строго отвешенном и упакованном виде, вряд ли стоит надеяться, что она станет твоим личным убеждением.

Единственная возможность — научить человека думать и брать на себя ответственность. Ответственность за себя, за близких, за страну, в которой живешь и благо которой тебе не безразлично.

Бесполезно возмущаться тем, что из марширующих колонн бегут в грязные подворотни в надежде там ощутить себя личностью, индивидуальностью, пусть это и звучит для кого-то совершенно нелепо. Этого желания — заявить себя как самостоятельная личность — у молодых не отнять, потому что это природное, естественное стремление, уничтожить которое можно только вместе с человеком.

С недоумением и горечью, но надо признать, что у нас сейчас отсутствует общепринятое, если хотите, народное представление о том, какой должна быть достойная, уважаемая общественным мнением личность. Еще недавно — да и сейчас порой — официально такой личностью провозглашался без особой выдумки сконструированный, оторванный от действительности фантом, в реальное существование которого никто не верил. О нем говорили с трибун — особенно много с комсомольских, а в жизни образцом для подражания молодежи становились совсем иные персонажи — жестокие, налитые тупой силой супермены, удачливые дельцы. Главной, все покрывающей целью существования и деятельности стала возможность бывать за границей. Вот где требуется самый решительный переворот. Тут не поможешь словами. Нужно изменить жизнь так, чтобы самым высоким общественным признанием и истинным уважением пользовался человек, честно работающий, болеющий за общественное дело и соответственно за это от общества получающий.

У каждого человека, и у молодого непременно, должна быть возможность подлинной, а не показушной деятельности, позволяющей ощущать себя полноправным, по-настоящему уважаемым членом общества. Общества, которое сегодня стремится преодолеть поразившие его социальные и нравственные недуги, возродиться на основе уважения друг к другу и взаимного сотрудничества. Создание такого общества сегодня — единая цель всех, кто способен думать и страдать за Отечество. И она, эта цель, достижима лишь при условии совместных усилий всех поколений. Это громадная и достойная цель. Достойная того, чтобы отдать ей свои силы. Цель, способная поднять, сделать человеком, личностью. Поэтому нельзя никому отказывать в праве участвовать в этой работе. Тем более что лишних в ней быть не может. И не должно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены