Неорганизованный человек

Леонид Пасенюк| опубликовано в номере №694, апрель 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Голос у нее все еще обиженно дрожал.

- А что? - Разговор перешел в деловую, как говорится, плоскость, и у меня сразу пропала досада на Тамару. - Ты разве не видишь, какой слой металла я снимаю? Быстрорежущая сталь такой нагрузки не выдержит, «сядет».

Я был не прочь похвастать своей осведомленностью, но Тамара, не обращая внимания на мои слова, продолжала:

- Для обработки этой детали вряд ли годится победитовый резец. Да, да! Ты мне верь немножко, я же заточница. Но что тебе посоветовать, я сейчас, право, не скажу. Поразмыслить надо.

Она говорила, в общем, верно, но мало в ее словах было радости для меня.

- Подумаем и мы, - ответил я и наклонился над станком.

Тамара ушла. Хорошего разговора не получилось.

Когда я пришел в общежитие, мне бросилась в глаза открытка, лежавшая на столе. По высоким пагодам, изображенным на ней, и по иероглифам я догадался: открытка из Китая.

- Что это? - спросил я у соседа по койке фрезеровщика Васи Гольцова.

Вася отодвинул стакан с чаем в сторону и как будто даже обиделся:

- Не видишь, написано: «Русскому брату Васе Гольцову»? Там еще фамилия такая трудная, не упомнил я.

Слова Васи вовсе разбередили мою рану. Вздохнув, прилег я на койку.

«В чем же все - таки дело? Ну, пусть я «неорганизованный», пусть Тамара права. Бывают у меня срывы, нет выдержки, вздорный нрав... Пусть так. Но ведь все это неспроста. Детство я провел у чужих и не очень ласковых людей, пока наконец не попал в детдом. В трудные минуты только и было одно утешение - книги. За Павлом Корчагиным, за молодогвардейцами, за Мересьевым я готов был пойти в огонь и в воду. Как же так получилось, что теперь чуть только столкнулся с трудностями и уже спасовал?»

Жарко мне стало. Встал с койки, взял листок бумаги и, облокотившись на тумбочку, начал рисовать. Получился резец с тупым углом. Этот рисунок появился не случайно: в последнее время я много читал брошюр о скоростниках и подумывал о том, чтобы резать металл тупоугольными резцами.

На следующий день я по - новому заточил резцы и с волнением включил станок. Можно было ожидать что угодно, только не то, что случилось. Станок работал с большим напряжением, его буквально «лихорадило». Тупые резцы со скрежетом вгрызались в металл. Они держались крепко, но деталь едва - едва вращалась. И вдруг задымил мотор.

Я выключил станок и вызвал электрика.

- Дымит что - то, - сказал я лицемерно. - Ты посмотри. Наверное, обмотка...

И пока электрик копался в моторе, я быстренько заменил злополучные резцы прежними, остроугольными.

Моя затея провалилась. Не так уж мудрено было догадаться, почему это случилось. Скоростники, основываясь на точном расчете, работали тупыми резцами на громадных скоростях, и резцы не резали, а как бы выжимали, «плавили» стружку. А о каком расчете могла идти речь у меня, если я заточил резцы произвольно, лишь бы углы получились тупыми, и закрепил их в станке на авось? Хорошо еще, что дело кончилось лишь задымившим мотором. Я пошел к технологу цеха и попросил у него книги по резцам, вернее, по режущим сплавам. Он посоветовал кое - что взять в нашей технологической библиотеке и спросил, зачем это мне. Я чувствовал себя еще так неуверенно, что постеснялся высказать ему свои печали, и ответил уклончиво:

- Так, подковаться малость хочу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены