Не приземлять вдохновение

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1180, июль 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Возможно, и в составе комитета комсомола Минского автомобильного завода есть воспитанники девятого, но в училище об этом не знают. Так же, как не знают, чем конкретно мог бы помочь комитет комсомола своим подшефным. Может быть, и сами комитетчики не знают этого. По крайней мере, по утверждению Ковалева, они посещают училище только в особо торжественных случаях.

– Что вы делаете для развития технического творчества ваших будущих

рабочих? – спросил я заместителя секретаря комитета комсомола МАЗа Владимира Шилкина.

– На этот вопрос, наверное, мог бы ответить Владимир Филипович, это наш инструктор, он непосредственно отвечает за техническое творчество. Но его, к сожалению, сейчас нет. Попробуйте позвонить завтра.

Петр Андреевич Ковалев, слышавший мой разговор с Шилкиным, безнадежно махнул рукой: «И завтра вы не узнаете большего».

А в молодом красивом городе Жодине, в комитете комсомола Белорусского автомобильного завода, о положении дел в подшефном профтехучилище знают так же хорошо, как и в любом из цехов гигантского предприятия. Над каждой из учебных групп Жодинского среднего ГПТУ-75 шефствуют цеховые комсомольские организации автомобилестроителей. Комсомольцы завода и училища вместе участвуют в конкурсах профессионального мастерства, занимаются в кружках технического творчества и школах «Молодого изобретателя». Сейчас по предложению заводского комитета комсомола в училище создается ученическое конструкторское бюро, возглавлять его должны молодые инженеры из КБ БелАЗа.

По рекомендации комитета комсомола перешел на работу в училище старший мастер Антон Болеславович Юревич.

– Я не первый и не последний, – говорит Юревич. – Многие наши мастера и преподаватели прошли заводские университеты, прежде чем получили право готовить кадры для родного предприятия.

В училище Юревич, кроме своей основной работы, отвечает еще и за связь с заводским советом ВОИР. Информация, полученная там, быстро становится достоянием всего училища, так как мастера обязаны на каждом занятии рассказывать учащимся о передовых методах труда, демонстрировать новый инструмент, оснастку, приспособления, знакомить с опытом заводских новаторов. Точно так же новинка, родившаяся в учебных мастерских, быстро находит адресатов в заводских цехах. Например, токари завода высоко оценили приспособление для обработки полусфер, созданное в училище. Теперь, когда это остроумное приспособление заняло свое место на ВДНХ СССР, его, несомненно, возьмут на вооружение токари и других заводов страны. Хорошо бы им узнать немного и об авторе этого оригинального предложения. Зовут его Валерий Капуста, ему еще нет и семнадцати. По словам Юревича, «он токарь милостью божьей».

– Приспособление для обработки полусфер состоит из корпуса-держателя, имеющего выступающую часть для крепления в резцедержателе. – Валерий рассказывает четко, как на экзамене. – В корпусе установлен ползун, на одном конце которого находится ролик, а на другом – резец. Ролик движется по копиру, перемещая ползун, прижатый к копиру пружиной. Копир устанавливается в задней бабке токарно-винторезного станка.

– В чем смысл твоего приспособления?

– Так оно же не только мое. И мастера его делали, и ребята помогали. А смысл его естественный – облегчить работу токаря, повысить производительность труда и точность обработки сферических поверхностей.

– Над чем ты работаешь сейчас?

– Самая простая вещь на земле – шар. Но обрабатывать его сложно. И мы решили сделать приспособление для обработки шаров.

– Оно в чем-то повторяет предыдущее?

– Наверное, если учесть, что и алгебра в чем-то повторяет арифметику.

– Мы стремимся к тому, чтобы каждый, именно каждый наш выпускник был подготовлен к рационализаторской работе, – заявил мне заместитель директора по учебно-производственной работе Борисовского технического училища № 121 Борис Владимирович Логвиненко. – Поэтому все учащиеся получают специальное задание на изготовление приборов, приспособлений, инструмента и других технических новшеств, позволяющих наиболее полно изучить программный материал и технологические процессы, применяемые на базовом предприятии.

Логвиненко до недавнего времени работал в Борисовском горкоме комсомола, отвечал именно за научно-техническое творчество молодежи, и его знание сущности НТТМ очень пригодилось в новом училище.

Это училище, наверное, одно из лучших не только в республике. Здесь прекрасно оборудованные кабинеты, лаборатории, мастерские. Есть все условия и для занятий спортом и художественной самодеятельностью. Училище новое, что называется, «с иголочки». Но строители передали учащимся только «коробку», оснащали же кабинеты, лаборатории и мастерские своими силами и с помощью шефов – работников завода «Автогидроусилитель». Училище отметило только первую годовщину своего существования, а сюда уже едут за опытом работники профтехобразования со всей республики. Недавно ЦК ЛКСМБ наградил комитеты комсомола завода и училища почетным вымпелом за совместную работу по воспитанию трудовой смены. А руководители завода «Автогидроусилитель» и ТУ-121 подписали общий план социального развития на десятую пятилетку.

– Сто двадцать первому с шефами повезло-о-о, – не скрывая зависти, протянул Леонид Митрофанович Железное, директор Борисовского СПТУ-25.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Лев и единорог

Сказка для маленьких и больших