Не приземлять вдохновение

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1180, июль 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Неисповедимы пути вдохновения. Конструкторы Белорусского института по проектированию капитального ремонта и реконструкции объектов обратились в Минское среднее ГПТУ №9 с просьбой сделать модель созданного в институте нового подъемного крана. На следующий день в коридоре училища вывесили объявление, невзрачное, как меню привокзального буфета: «Желающие усовершенствовать свои знания в слесарном деле могут записаться в новый кружок технического творчества». О почетном заказе уже знали многие, и Галина Дражина, будущий фрезеровщик, прочитав это объявление, ревниво заявила: «Надо было написать – «Срочно требуются влюбленные», тогда бы отбоя не было». Но и желающих, то бишь влюбленных в дело ребят, оказалось предостаточно. Поэтому многим, в том числе и Гале, уже не раз проявившей себя в техническом творчестве, предложили другие темы. Модель же досталась будущим слесарям-

инструментальщикам Ивану Савельеву и Леониду Янковскому. Несколько дней они разбирали чертежи, добывали необходимые материалы, советовались с мастерами и преподавателями. А потом неожиданно внесли в чертежи ряд значительных изменений. Настоящие конструкторы схватились за головы, но не от страха за свое «детище», а из уважения к «детишкам», предложившим остроумное приспособление к крану, значительно расширявшее границу его действий. В институте было созвано большое совещание, на котором будущие слесари, ставшие нечаянно конструкторами, докладывали о своей идее. Идею поддержали («простая, как дыхание»), в помощь ребятам выделили двух инженеров, и несколько странная творческая бригада допоздна засиживалась в учебной лаборатории, где новые идеи жужжали, как пчелы, несущие если не мед, то сладкую надежду на успех. И он пришел к ним.

– Теперь я за них спокоен, – сказал заместитель директора училища, заслуженный мастер профтехобразования БССР Петр Андреевич Ковалев. – Они уже заражены идеей творчества и не успокоятся никогда. В этом, наверное, и заключается главная задача и наших кружков, и лекций, и ежедневных занятий в мастерских и лабораториях.

Техническое творчество – одно из обязательных условий современного учебного процесса. Сегодня уже нельзя постичь рабочую профессию, только запоминая и перенимая навыки мастера. Современного рабочего нужно научить умению творчески соединять теорию с практикой. Поэтому и появился в программах профессионально-технических учебных заведений Белоруссии специальный предмет «Основы технического творчества». В училищах республики действуют сейчас 166 первичных организаций ВОИР, около тысячи кружков технического творчества, в которых на равных началах работают учащиеся, преподаватели и мастера. Только в прошлом году учащиеся профтехучилищ подали 760 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 90 тысяч рублей.

Девятое училище значится в числе первых по итогам смотра-конкурса на лучшую постановку рационализаторской работы, который ежегодно проводят ЦК ЛКСМБ, Государственный комитет Совета Министров БССР по профтехобразованию и республиканский совет ВОИР.

– И все-таки мы готовим и выпускаем в жизнь не рационализаторов, а рабочих, – говорит Ковалев. – И для нас важнее не рационализаторское предложение отдельного учащегося, а творческое отношение к труду и к своей профессии всех наших воспитанников. Поэтому мы планируем творчество, закладываем фундамент для будущего вдохновения.

– Разве вдохновение нужно только писателям и актерам? – строго спросила Галя Дражина, заметив мое удивление. – Вдохновение, насколько я понимаю, это состояние, наиболее пригодное для работы. А разве фрезеровщик не должен ежедневно настраиваться на работу?!

В ее последних словах был прямой вызов, но Ковалев успокаивающе посмотрел в ее яростные глаза и, быть может, в который раз вспомнил свою первую встречу с этой девушкой.

Он превыше всего ценил в своих учениках самостоятельность и настойчивость, старался прививать им чувство ответственности за каждый свой шаг и поступок, и эта девочка понравилась ему именно своей решительностью и твердостью. Но в училище был конкурс, и не было мест в общежитии, поэтому предпочтение отдавали минчанам, а Галя приехала из далекого Стародорожского района, и ей, пятнадцатилетней, нужно где-то искать квартиру, жить одной вдали от родных и знакомых.

– Почему же именно к нам? – снова спросил Петр Андреевич. – Есть в Минске еще немало училищ, где ты можешь получить и общежитие, а потом и хорошую профессию.

– Но я хочу строить автомобили, – упрямо сказала девочка. – Я уже весь мотор выучила и знаю, почему «МАЗ» едет.

– А вы когда-нибудь задумывались над тем, почему едет автомобиль? – повернулся Ковалев к членам комиссии. – Действительно, интересный вопрос, если не объяснять все только системой движущихся валов и шестерен.

Петр Андреевич – земляк Юрия Алексеевича Гагарина, и не только земляк: они вместе учились в Саратовском индустриальном техникуме. Этим обстоятельством Ковалев гордится чрезвычайно и охотно откликается на просьбы ребят рассказать о своих встречах с первым космонавтом. И все же когда приходят к нему будущие токари и слесари с фантастическими проектами звездолетов и околоземных космодромов, Ковалев как-то незаметно направляет их творческие интересы в другое русло. И через несколько минут мальчишки, забыв о звездных кораблях, с той же горячностью обсуждают проект автоматизации учебного кабинета или очередного электронного экзаменатора.

В училище вовсе не приземляют фантазию ребят, наоборот, поднимают ее до весьма значительных высот. Но подъем этот идет по строго выверенному курсу, имя которому – избранная профессия.

В кабинете слесарного дела проходила теоретическая конференция на весьма прозаическую тему: «Восстановление детали при ремонте». Мы с Ковалевым пришли в самый ее разгар, и, честно говоря, я подозревал, что наше присутствие охладит пыл юных докладчиков (каждый из участников конференции готовит свой доклад), но этого, к счастью, не случилось. Молодые слесари, не соблюдая ни регламента, ни ученого спокойствия, перебивали докладчиков, задавали им каверзные вопросы, касающиеся марок стали, инструмента, технологии, аплодировали и смеялись. А преподаватель слецтехнологии Герой Социалистического Труда Петр Иванович Якимов довольно улыбался в седые усы и, казалось, вовсе не вмешивался в жестокие споры.

– Хочу, чтобы они не только научились искать, но и могли бы отстаивать свое мнение, – скажет мне позднее Якимов. – И без обид принимали критику товарищей, если мнение ошибочное.

Как правило, в кружок технического творчества входят учащиеся одной группы или же одного года обучения. А в кружке Якимова занимаются вместе и вчерашние восьмиклассники и выпускники, готовые, как пояснила Дражина, «перейти через дорогу» (училище находится напротив проходной своего базового предприятия – Минского автомобильного завода). Какие же преимущества дает такой состав кружка, отличающийся от «общепринятого»?

– Главное из них в том, что я свою работу переложил на плечи старшекурсников, – засмеялся Якимов. – Они объясняют младшим, что и как надо сделать, а я в это время книжку читаю.

Шутка, конечно. Но в этих словах кредо преподавателя: доверие к ученикам и стремление быстрее приучить их к самостоятельности.

С легкой руки Якимова в училище уже давно сложилась хорошая традиция: перед каждым родительским собранием учащиеся устраивают выставку своих работ. А преподаватели и мастера на конкретных образцах показывают папам и мамам, чего добились их дети в своей профессии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены