На арене Московского цирка

В Сухаревич| опубликовано в номере №402, февраль 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Слоновья «грация» вошла в поговорку. У человека нет слуха – о нем говорят «слон на ухо наступил»; он неповоротлив, – значит, «изящен, как слон»; он отдавил кому-нибудь ногу – на него кричат: «Вот слон!». У слонов ужасная репутация.

И цирк, где невозможное возможно, а невероятное привычно, заставил на этот раз и слонов проявить истинное изящество. В новой программе, составленной из номеров, созданных за последние годы, Московский госцирк показал аттракцион «Слоны и танцовщицы», руководимый А. Н. Корниловым.

Этот дрессировщик добился поистине блестящих успехов. Его питомцы делают стойки, которым позавидуют хорошо тренированные гимнасты, пируэты, словно заправские балерины, и проявляют такую покорность воле своего шефа, что власть его над гигантскими животными невольно вызывает гордость: все подчиняет себе воля человека.

Но не только воля и упорство участвовали в создании этого романтического и импозантного зрелища: чувство изящного, знание законов циркового искусства наложили свой отпечаток на аттракцион. Уже в названии номера – «Слоны и танцовщицы» – содержится своеобразная тонкость: грубое и неповоротливое сочетается с воплощенной грацией. И этот контраст резко подчеркнут во всем номере. По манежу пробегают окутанные в тюль и кисею воздушные балерины, затем начинается торжественное шествие – идут тяжеловесные слоны в пестром одеянии. После балетной интермедии – танец слонов. Они выполняют балетные фигуры, выступают как партнеры танцовщиц. Балерины пляшут на спинах и хоботах слонов, делают акробатические трюки при трогательной и забавной поддержке гигантов...

Только необычайное живет на манеже цирка. Хорошо то, что необычайно – таков главный эстетический закон цирка. Этот принцип руководил заслуженными артистками РСФСР сестрами Кох при создании нового воздушного аттракциона, также показанного в последней программе.

Необычайна прежде всего самая конструкция этого аттракциона. Сверкающий металлический эллипсис под углом в 180 градусов медленно передвигается у своей оси справа налево. По узкому ободку этого сплюснутого обруча, который к тому же движется, с шестами для баланса идут актрисы в золотистых пачках. Для того чтобы совершить такую прогулку на высоте 8–10 метров от манежа, недостаточно расчета и смелости: тут надо обладать выработанным за долгие годы тренировки чувством баланса и равновесия, точностью пластического движения и ритма... Но сестры Кох не только ходят по этой движущейся дорожке шириною в 3 сантиметра: они проделывают здесь гимнастические упражнения, стойки, пирамиды и, наконец, проезжают по ней на велосипеде.

Смелость, ловкость, отвага, трудолюбие – вот качества, за которые любят цирковых актеров наши зрители.

Интересно проследить, как из года в год совершенствовалось мастерство группы Кох, состоящей из молодых актрис, выросших на манеже советского цирка. Эквилибристки на проволоке и переходной лестнице, музыкальные эксцентрики сестры Зоя, Марта и Клара Кох испробовали немало жанров. И во всех своих номерах добивались безукоризненной отделки, точности, быстрого темпа и четкого ритма, без которых нет циркового номера. В их руках реально ощутимая тяжесть становилась воздушно легкой, огромная сила проявлялась без всякого напряжения, каждый жест, движение, выход на манеж были исполнены изящества и очарования. За всем этим – годы сложного и упорного труда. И он оценен по заслугам.

Еще в 1939 году Зое и Марте Кох было присвоено звание заслуженных артисток РСФСР. Молодые актрисы в ответ на оказанную им честь решили создать новый аттракцион. Б. Ю. Кох-Кухарж в трудных условиях военного времени сконструировал оригинальную аппаратуру, а молодые актрисы с присущим им трудолюбием долгие месяцы работали над тем, чтобы под стать ослепительным конструкциям аттракциона были гимнастические трюки и мизансцены этого представления.

Сестры Кох создали уникальный номер самого высокого класса. В нем оказались завоевания актрис во всех жанрах циркового искусства. И не только циркового. Зоя Кох, обходя вращающийся круг без баланса, как балерина, на кончиках пальцев, среди напряженной тишины напевает под куполом трогательную лирическую песенку. Таким образом, почти все искусства служат успеху, которым пользуется этот аттракцион у зрителей.

Два больших представления заняли номера, созданные советским цирком за годы войны. Почти во всех цирках СССР несмотря на трудности военного времени строились новые аппараты, репетировались клоунады, гимнасты и жонглеры упорным трудом добивались новых трюков. 60 номеров выпустили цирковые актеры за эти годы. Аттракционы сестер Кох и А. Корнилова лучшие из них.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены