Триумф советского искусства

Н Волков, М Долгополов| опубликовано в номере №535, сентябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Необычайно широко и многогранно была представлена на фестивале наша одарённая артистическая молодёжь. Из Москвы в Будапешт поехали оперная и балетная молодёжь Большого театра СССР, самодеятельный хор Автозавода имени Сталина и оркестр народных инструментов школ трудовых резервов, женский танцевальный ансамбль «Берёзка» и молодёжный симфонический оркестр. Грузия послала своих певцов и танцоров Шота Кикнадзе, Веру Цигнадзе и Зураба Кикалейшвили; Азербайджан - певца Рашида Бейбутова; Армения - Зару Долуханову; от Украины выступали Галина Шолина, Елизавета Чавдарь; от Белоруссии - певица Раиса Киндель; от Узбекистана - танцовщица Галин Измайлова и бубнист Авнер Бараев; от Туркмении - Анна Кулиева; от Киргизии - Мариам Махмудова; от Казахстана - Роза Багланова; от Таджикистана - Ашура Насырова. Своих талантливых представителей командировали на фестиваль и Карело - Финская республика, и Молдавская ССР, и республики советской Прибалтики.

Зрители, заполнявшие будапештские театры и залы, бурно аплодировали каждому выступлению советского делегата, восторгались разнообразием красок, мелодий, музыкальных ритмов, богатством и яркостью национальных костюмов.

Непревзойдённое мастерство балета Большого театра, и вообще балета Советской страны, общепризнанно во всём мире. Не случайно же все пять первых мест в конкурсе классического балета заняли советские артисты, талантливые воспитанники Московского хореографического училища Раиса Стручкова, Александр Лапаури, Майя Плисецкая, Юрий Кондратов и Георгий Фарманянц.

И Стручкова и Плисецкая, совсем недавно вступившие в труппу Большого театра, являются исполнительницами многих ведущих партий в балетах.

Стручковой свойственны удивительная трогательность и мягкость сценического выражения. Её Золушка в одноименном балете С. Прокофьева отличается тонкостью психологического рисунка и подлинной сказочностью.

Плисецкая - танцовщица, обладающая строгостью и чистотой линий в танце. Она с успехом выступает и в труднейших партиях Одетты - Одиллии («Лебединое озеро») и Раймонды, согревая создаваемые образы обаянием молодости. Танцовщица отлично исполняет и ряд ответственных вариаций а балетах, демонстрируя безукоризненную технику.

Партнёрами этих танцовщиц на фестивале были Александр Лапаури, умело поддерживающий балерину, и темпераментный Юрий Кондратов, особенно выдвинувшийся в новых, советских балетах («Светлана», «Мирандолина» и др.).

Георгий Фарманянц неизменно вызывает восторг зрителей своими необычайно лёгкими, воздушными прыжками.

Вторую премию на конкурсе классического балета получили представители Грузии - Вера Цигнадзе и Зураб Кикалейшвили. Москвичи хорошо помнят выступления этих талантливых артистов по их концертам весной 1949 года в Зале имени Чайковского. Ученики выдающегося советского танцовщика и балетмейстера Вахтанга Чабукиани, они продемонстрировали высокую культуру исполнения классических танцев.

Большой премии фестиваля удостоилась танцевальная группа Краснознамённого имени А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии. Танцоры этой группы - блестящие виртуозы народного и военного танца. Их горячая, лихая пляска полна жизни и заражающе весела.

В конкурсе вокалистов первые премии также присуждены советским исполнителям: Е. Смоленской, 3. Долухановой, В. Фирсовой, И. Петрову; вторые - Е. Чавдарь, М. Звездиной, И. Бугаеву.

Е. Смоленская, М. Звездина и И. Петров - артисты Большого театра СССР. Смоленская - дочь забойщика из Донбасса. Ещё совсем недавно она и не помышляла об оперной сцене, Её голос и красота исполнения народных русских и украинских песен обратили на себя внимание знатоков. Девушке была предоставлена возможность получить отличное вокальное образование. И ныне она на сцене Большого театра исполняет такие труднейшие классические партии, как, например, партия Лизы в «Пиковой даме». Сын рабочего Иван Петров обладает исключительно сильным и красивым по тембру басом. В опере «Иван Сусанин» Глинки он поёт Сусанина, в опере А. Серова «Вражья сила» - Ерёмку, в «Иоланте» П. Чайковского - короля Ренэ. Сценической игре Петрова свойственны пластичность, выразительный жест. Создаваемые им образы глубоко реалистичны, а пение отличается тонкостью фразировки и звучностью.

Зара Долуханоаа - солистка Всесоюзного радиокомитета. Воспитанница Московского училища имени Гнесиных 3. Долуханоаа много выступала в оперном театре у себя на родине, в Ереване. У Долухановой меццо - сопрано большого диапазоне. На концертах фестиваля она с подкупающим обаянием и высоким мастерством исполняла арию Орлеанской девы из одноименной оперы Чайковского, «Аллилуйя» Моцарта и другие произведения.

В конкурсе сольного исполнения народных песен первое место заняли Роза Багланова и Шота Кикнадзе. Дочь казахского крестьянина Роза Багламова училась в педагогическом институте. Она готовилась стать учительницей. Но природа наделила её даром песни. У Розы голос, льющийся, как ручей. Её пение всегда доставляло много удовольствия студентам института. Друзья убедили девушку поступить учиться в музыкальное училище.

После уроков у заслуженной артистки Газхар Рахимовой молодая певица, выступая на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве, получила почётный диплом. Обладательница мягкого, красивого меццо - сопрано, Р. Багланова с большой задушевностью и подкупающей искренностью исполняет казахские, татарские, таджикские, узбекские и русские народные песни, Интересна творческая судьба грузинского певца Шота Кикнадзе. В 1942 году он окончил медицинский институт и три года работал в больнице в качестве хирурга. Сын колхозника, он с детства знал множество грузинских народных песен, слушая их в исполнении отличных народных певцов и хоров, которыми так богата солнечная Грузия. Шота с детства мечтал стать врачом. Его мечта легко осуществилась в нашей стране. Однако во время учёбы в институте и потом, на работе, Шота не переставал заниматься пением, которое всегда доставляло много радости и его городским друзьям в Тбилиси и колхозникам, к которым он приезжал на каникулы.

Молодой врач, следуя настоятельным советам, поступил в Тбилисскую консерваторию. Сейчас он учится на четвёртом курсе. Мелодичные народные песни Грузим Шота Кикнадзе исполняет с большим мастерством, редкой выразительностью и простотой. Жюри единодушно присудило посланцу Кавказа первую премию.

Вторые места по этому разделу конкурса заняли русская певица Вера Савельева и украинка Галина Шолина. Дочь рабочего табачной фабрики В. Савельева была и поварихой, и работницей Радиозавода, и сотрудницей Государственного банка. С детства обладая большими музыкальными способностями, она, как и многие её подруги, стала посещать занятия самодеятельного хорового коллектива при Дворце культуры Автозавода имени Сталина. Сначала Вера пела в хоре, потом исполняла частушки, выступала в дуэтах и трио. Талантливая девушка стала серьёзно заниматься под руководством опытных педагогов. Её выступления в концертах Дворца культуры, в цехах перед рабочими во время обеденных перерывов пользовались неизменным успехом. Настойчивость, большая требовательность к себе, стремление работать над своим вокальным совершенствованием - характерная черта молодой певицы, вышедшей из недр художественной самодеятельности. Летом этого года на открытии эстрадного сезона в московском саду «Эрмитаж» Вера Савельева выступила как профессиональная исполнительница народных песен перед взыскательной и строгой аудиторией. Радостно и приятно отметить успехи молодой певицы, завоевавшей вторую премию в таком ответственном соревновании, каким был конкурс в Будапеште.

В концертах и конкурсах Международного фестиваля участвовала также большая группа советских музыкантов, студентов наших консерваторий. Молодые советские музыканты тоже заняли большинство первых мест. Они продемонстрировали неоспоримое преимущество советской системы художественного воспитания, базирующейся на здоровом, жизнеутверждающем методе социалистического реализма.

Первые премии завоевали юные скрипачи Игорь Ойстрах и Эдуард Грач, виолончелисты Мстислав Ростролович и Даниил Шафран, альтист Матросов, арфистка Ольга Эрдели, пианисты Тамара Гусева и Евгений Малинин, валторнист Полек, трубач Границкий, кларнетист Трофимов, гобоист Никончук, тромбонист Турусин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены