Молодость науки

А Морозов| опубликовано в номере №493, декабрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Б. Р. и Н. И. Лазаренко, мужу и жене, совсем молодым людям, поручили исследовать вредное явление - разрушение контактов электрических установок искрами. Лазаренко справились о поставленной задачей. А потом их молодые умы нашли себе новую трудную проблему: нельзя ли эти вредные искры заставить работать на пользу человеку?

Изучая разрушения контактов, Лазаренко обратили внимание, что в некоторых случаях искры «обрабатывают» металлы, подобно свёрлам, резцам, пилам. Это навело исследователей на мысль заставить электрические искры выполнять только заданную работу. Они начали с простейшей операции - сверления. Обрабатываемым изделием была пластинка из очень твёрдой быстрорежущей стали, а инструментом - кусок толстого медного провода. Источником искр изобретателям служила комбинация батареи электрических конденсаторов и сопротивлений. Электрические искры быстро выполнили то, что от них требовали Лазаренко: в стальной пластинке получилось замечательно гладкое отверстие, точно соответствующее диаметру «сверла» - куска медного провода. Когда круглый провод был заменён квадратным, в быстрорежущей стали образовалось квадратное отверстие. Так же легко оказалось возможным распиливать изделия из самых неподатливых сплавов. Крошечный моторчик вращал медный диск, между которым и обрабатываемым изделием проскакивали искры. И медный диск, легко царапаемый обыкновенным ножом, резал твёрдый сплав, как самое мягкое дерево.

Метод обработки металлов, предложенный Лазаренко, носит название электроэрозионного и может применяться для самых разнообразных работ.

Электроэрозионный способ даёт возможность шлифовать поверхности любого профиля и любой твёрдости. Рабочий самой низкой квалификации на станках Лазаренко затачивает сложнейшие режущие инструменты, потому что от него требуется только вовремя включить и выключить электрический ток, а весь процесс заточки выполняют электродинамические силы - искры, вырывающие одну мельчайшую частицу металла за другой.

Лазаренко не просто сделали открытие, прославившее их имена в СССР и за границей. Они все силы отдали тому, чтобы новый процесс внедрился на наших заводах, служил обороне, выполнению пятилетки.

Раньше это было совершенно невиданно, чтобы учёные сами беспокоились о применении своего изобретения в промышленности, не знали отдыха, пока научное открытие не сделается достоянием каждого завода, нуждающегося в нём. Это один из признаков молодости нашей советской науки, то новое, что пришло в научные лаборатории и институты вместе с новым поколением учёных.

Наука всегда и вечно была молода, как молода, вечна и неутолима жажда знаний. Но её старили искусственно. Да и теперь ещё в Америке и других капиталистических странах, где рабочих, изжёванных непосильным трудом, к сорока годам выбрасывают на улицу, учёным молодость ставится в упрёк, считается пороком. Конечно, вершителей судеб в капиталистических странах смущает не физическая молодость: они боятся новых, «молодых» идей, идущих вразрез с установившимися взглядами, несущими опасность существующему строю.

И только в Советском Союзе наука цветёт чудесной молодостью, не знающей возраста, исчисленного годами: вечность позади её, вечность и впереди. Только у нас в стране забота о научной смене поставлена на должную высоту. Студенческие научные кружки ещё на школьной скамье помогают выявлению наиболее талантливых учащихся, широко организованная аспирантура даёт талантливой молодёжи возможность отлично подготовиться к самостоятельной научной работе, а докторантура служит завершением систематической подготовки молодого учёного.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В эти дни

Из блокнота писателя