Мерить по коммуне стихов сорта

С Трегуб| опубликовано в номере №461-462, август 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

И в другом месте:

«Как высоко над нами наше небо!... Прав Маяковский, тысячу раз прав: жизнь хороша и жить хорошо!...»

Сила и бессмертие поэта в том и состоят, что его сердце бьётся в груди миллионов и он, спустя десятилетия, разговаривает со своими потомками, как живой с живыми.

* * *

На заседании президиума правления Союза советских писателей, которое обсуждало постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», выступал Александр Фадеев. По ходу речи он подверг критике напечатанную в «Литературной газете» статью об Александре Блоке. Называлась она «Совесть русской поэзии». Фадеев спросил: «Согласился бы Маяковский с таким определением Блока?» И ответил: «Никогда бы не согласился».

Там же говорил Катаев: «Мы должны помолодеть! Ведь раньше мы ругались, кричали, говорили правду! Вот Маяковский, в домашнем быту нежный, добрый человек, а как резко он выступал, если что-нибудь было неправильно политически! Этого великого чувства современности и ответственности нам очень не хватает». Такое обращение к Маяковскому не только естественно и законно, но и абсолютно необходимо, потому что он продолжает оставаться правофланговым нашей литературы, славой, гордостью и совестью советской поэзии и революционной поэзии мира. Ни один из современных поэтов, будь то зрелый уже или начинающий, не может не считаться с голосом Маяковского. Степень дарования, характер таланта у разных советских поэтов разные. Но есть у них нечто общее, единое, всем свойственное. Маяковский писал: «Мы - Эдисоны невиданных взлётов, энергий и светов. Но главное в нас, - и это ничем не заслонится - глазное в нас, это – наша страна Советов, советская воля, советское знамя, советское солнце».

С остром внимательностью искал Маяковский этой общности а других поэтах, понимая, что ценность произведения советского писателя заключается в тех чертах, которые отличают его от произведений несоветских литераторов, то есть в советском мировоззрении, в советском отношении к любым явлениям действительности, будь то прошлое, настоящее или будущее. Могучие пласты наследства, оставленного поэтом, ждут дальнейшей разработки. Но это не труд эпигонов и слепых подражателей, копирующих с ученическим прилежанием формальные достижения Маяковского. В который раз мы повторяем: «Подражатели - не продолжатели». Не о внешнем и поверхностном продолжении его поэтической линии идёт речь. Нет! Поэты и особенно поэты молодые, стоящие ещё в начале трудного творческого пути, должны помнить стремление Маяковского к многогранности и богатству нашей литературы. Он мечтал о том, чтобы больше было поэтов хороших и разных.

«Разных» - не значит «всяких». Надо говорить своим голосом и идти своим творческим путём, но обязательно служить нашему великому делу - коммунизму, великим идеям партии Ленина - Сталина.

Некоторые товарищи пытаются представить всю остроту борьбы Маяковского за идейную советскую поэзию, за её большевистскую партийность как «нетерпимость к инакопишущим». Достаточно прочесть стихи, статьи и речи Маяковского о поэзии, чтобы убедиться в противном. Он был нетерпим не к инакопишущим, а к инако, т.е. несоветски, мыслящим и к том, кто «в поисках самовыражения, лирической сущности своей собственной души... оторвался от самого главного: быть активным бойцом, активным работником на фронте нашего социалистического строительства». Он был нетерпим к тем, кто углубился в голое эстетство и подменил делание новой революционной поэзии «закурчавливанием волосиков на старой, облысевшей голове старой поэзии».

Учиться у Маяковского - это значит прежде всего следовать его взглядам на «место поэта в рабочем строю», быть высоко принципиальным в отстаивании наших идейных позиций. Это значит воспитывать в себе чувство нового, видеть не только наш вчерашний и сегодняшний, но и завтрашний день. Помнить: «И мы реалисты, но не на подножном корму...»

* * *

Критерий Маяковского поможет нам очистить советскую литературу от всего, что загрязняет её чистый источник. Он поможет мастерам советского искусства создать новые высокоидейные и высокохудожественные произведения, достойные нашего великого народа и нашей вели кой сталинской эпохи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены