Образ вождя

Михаил Геловани| опубликовано в номере №461-462, август 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

Образ величайшего человека современности, вождя, с именем которого связаны лучшие мечты и чаяния прогрессивного человечества, вечно будет волновать мастеров искусства.

Мысль показать товарища Сталина на экране, в художественном фильме, возникла впервые у талантливого мастера кино Михаила Чиаурели более десяти лет назад.

Однажды, делясь со мной замыслами по картине, названной впоследствии «Великое зарево», Чиаурели неожиданно спросил:

- Хочешь играть роль Иосифа Виссарионовича?

Внезапное предложение сильно взволновало меня. Задача показалась мне не по силам. Я представил себе, как трудно будет играть такого человека, каким является товарищ Сталин.

Мы не скоро вернулись вновь к этой теме нашего разговора. Но с той поры меня не покидала мысль о том, какое огромное счастье и какая честь для актёра работать над сценическим образом Иосифа Виссарионовича.

Уже тогда я начал делить первые попытки практически решить ту или иную творческую проблему этой роли. Внутренно я всё более оживился с мыслью о возможности взять на себя почётную работу. И когда режиссёр повторил своё предложение, я согласился.

Более двух лет упорно искал я средств для достижения внешнего сходства. Вслушивался в голос товарища Сталина, записанный на плёнку, изучал по документальным киносъёмкам его походку, характерные жесты, манеру общения с людьми, впитывал впечатления тех, кто лично встречался с Иосифом Виссарионовичем. Но главной целью, которую я преследовал в работе, было передать внутреннее неотразимое обаяние этого великого человека.

Когда, наконец, в 1937 году мне довелось увидеть результаты своих трудов на экране, я был смущён: так далеко это было от того, к чему я стремился.

В последующих картинах - «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьём», «Выборгская сторона» и «Оборона Петрограда» - я всемерно стремился совершенствовать исполнение роли товарища Сталина.

Великая Отечественная война многое изменила в моих творческих позициях. Общий план фильма «Клятва» был задуман ещё до начала войны. Но разве мог я, артист, поставивший себе целью создать образ великого вождя на экране кино, работать по-старому после выступления товарища Сталина на Красной площади седьмого ноября 1941 года, после разгрома немцев под Сталинградом, после навеки оставшихся в памяти дней, когда на весь мир звучали приказы Верховного Главнокомандующего о наших победах? Многое в те дни довелось мам увидеть и ещё больше понять и почувствовать всем сердцем. И когда снова возник вопрос о практической работе над фильмом-эпопеей, весь творческий коллектив «Клятвы» почувствовал, насколько теперь стали обширнее наши представления и глубже чувства.

Я никогда лично не встречался с Иосифом Виссарионовичем, но мне всегда казалось, что он рядом со мной, смотрит на меня, контролирует мою работу.

Фильм «Клятвах охватывает более двадцати лет сталинского руководства Советской страной - от его клятвы у гроба Ленина до победоносного завершения Великой Отечественной войны против немецкого фашизма.

Мы надеемся, что фильм «Клятва» многое откроет нашим зарубежным друзьям и многое скажет врагам, с затаённой злобой следящим за развитием Советской страны. Все, кто хочет знать правду о советском народе и его вожде, увидят в этом фильме не только наше прошлое, но и наше будущее.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены