Мерить по коммуне стихов сорта

С Трегуб| опубликовано в номере №461-462, август 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Мы за единственную борьбу активных агитаторов строительства коммуны против эстетов с проповедью аполитичности, против отображения задним числом и прочей архаической и мистической чуши».

А в феврале 1930 года, выступая на конференции МАПП, он с тревогой говорил о том, что отдельные поэты идут по линии декаданса, старой, упаднической поэзии.

* * *

Мне пришлось уже однажды в печати сослаться на письмо комсомольца Вл. Скворцова. Он прислал его из города Иванова в первой половине 1944 года. Думаю, что письмо это представляет большой интерес для читателей «Смены» и поэтому на нём следует остановиться подробнее. О себе автор письма сообщил следующее: ему 19 лет, в 1942 году он окончил десятилетку, пошёл добровольцем в армию, был направлен радистом в партизанский отряд, пробыл там больше года, затем после тяжёлого ранения вернулся домой инвалидом. Он готовится поступить на литфак педагогического института.

«Маяковского, - пишет Скворцов, - я полюбил не так давно. До войны прочитанные мной его стихотворения нравились, но только в дни войны я почувствовал (именно почувствовал - головой-то я понял еще в 8 - 9-м классе), что такое Маяковский. После армии я по-настоящему занялся изучением Маяковского - поэта и человека... Вас, вероятно, не очень удивит, что я сам начал писать. Пишу стихи. Говорят, получается. Но меня угнетает мысль, что это - подражательство (как говорится, «под Маяковского»). Но я считаю, что уж лучше писать «под Маяковского», чем «под Ахматову». Её последняя поэма («Поэма без героя») возмутила меня. Прав я или нет, но это - какое-то декадентство и символизм, которым можно было бы восхищаться во времена Бальмонта, но отнюдь не сейчас, в дни борьбы с фашизмом».

Юноша недоумевал по поводу утверждения Алексея Толстого, что в годы Отечественной войны Маяковский-де говорит нашему израненному болью за Россию сердцу «меньше, нежели в годы гражданской войны».

«Да! Туг болтают, - продолжает Скворцов, - что сейчас якобы какой-то поворот к старому в поэзии - к чистому эстетизму, ахматовщине и прочее. Думаю - врут! И даже точно, что врут, но я не такой большой авторитет, и многие друзья остаются при своём мнении».

В другом письме он пишет:

«Помните, у Ахматовой:

«Прости меня, мальчик весёлый. Что я принесла тебе смерть».

Мне думается, что участь «весёлого мальчика» могут разделить и некоторые поэты, которые под её влиянием. Творческое соприкосновение с Ахматовой не может принести ничего, кроме творческой смерти».

Политическому и поэтическому чутью этого комсомольца могли бы позавидовать руководящие работники «Звезды» и «Ленинграда». И не только они! Постановление ЦК ВКП(б) не явилось для комсомольца Скворцова неожиданностью и не застало его врасплох: он нашёл в нём подтверждение своей правоты так же, как нашли миллионы советских людей, кровно заинтересованных в дальнейшем процветании нашего искусства.

Почему же так случилось, что неизвестный комсомолец Вл. Скворцов оказался идейно вооруженное некоторых известных литераторов? Очевидно, это произошло потому, что в ряду причин, обусловленных системой его коммунистического воспитания, важную роль играет Маяковский. Под его непосредственным влиянием выработался иммунитет к ахматовщин?. Под его непосредственным влиянием созрело чувство резкого отрицания всех тех чуждых советскому человеку, упаднических настроений, которые составляют душу искусства декаданса. Маяковский помогает противостоять и бороться.

Вместе с письмом Вл. Скворцов прислал одно из своих стихотворений. Оно также, на мой взгляд, не лишено общественного интереса и свидетельствует о том, благотворном влиянии, которое оказывает Маяковский на дух этого молодого человека. Вот начало и разворот стиха:

«Грохочет война далеко впереди,

Запад - алее самого алого:

Мне война приказала: - «Сиди!» -

Ребёнка хуже малого.

Она обрубила меня до колен,

Отбросила: «Больше ты мне не нужен!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены