Маленькие трагедии

Ю Нейман| опубликовано в номере №290, февраль 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

«... Я здесь удержан

Отчаяньем, воспоминаньем страшным,

Сознаньем беззаконен моего,

И ужасом той мертвой пустоты,

Которую в моем дому встречаю...»

Так же преображен и углублен «гимн в честь чумы» - гимн, в который Пушкин включил отсутствующие у Вильсона - потрясающие по силе строфы:

«... Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю. И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении чумы. Все, вое, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья - Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог...»

У Вильсона же чума - только чума. Бегство пирующих в веселье вызвано страхом перед этой чумой, страхом физической смерти. У Пушкина чума перерастает в символ. Отчаяние председателя и пирующих - отчаяние людей, зашедших в тупик, утративших веру в жизнь, отчаяние все тех же индивидуалистов, потерявших почву.

Пирующие - те же Сальери, окончательно изверившиеся и измельчавшие, те же Жуаны, но Жуаны, утратившие непосредственную радость жизни. В «Пире во время чумы» гениально предвосхищен Пушкиным конец XIX века, полный крах индивидуализма, измельчавшего, обессиленного, признающего свое падение...

В «маленьких трагедиях» зрелый реалист Пушкин продолжил и поэтически завершил уже давно начатое им дело развенчания байронического героя, столь привлекавшего его в юности. И барон, и Сальери, и Дон Гуан, и Вальсингам - герои - одиночки, оторванные от жизни, от почвы, от народа, «демонические» герои в своем поэтическом завершении.

Но, развенчав и осудив этих героев, Пушкин нашел для них слова понимания и сожаления. Ибо все они жертвы времени, жертвы своего «ужасного века».

«Маленькие трагедии» Пушкина - большие трагедии сильной человеческой личности, искаженной, исковерканной, обезображенной страшным временем, всю дисгармоничность которого Пушкин ощущал интуитивно и глубоко.

«Драматические сцены», построенные на «нейтральном» материале, - страшный обвинительный документ против эпохи, против «ужасного века», взятого в самом широком смысле слова. В «маленьких трагедиях» нашло выражение глубокое осознание Пушкиным противоречий его века, и в них же, в создании светлого образа Моцарта, сказалась истинная тоска поэта о человеке творческом, сильном, вольном, о гармоническом человеке будущего.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены