Маленькие трагедии

Ю Нейман| опубликовано в номере №290, февраль 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

... Ремесло

Поставил я подножием искусству;

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп.

Поверил

Я алгеброй гармонию...»

Страшный, чудовищный путь! Стремясь овладеть живым делом искусства, Сальери убивает все живое в себе, убивает живую душу музыки. И вот когда он уже достиг какого - то уменья, какой - то славы, приходит другой и берет, как бы играя, все то (и много больше), что купил Сальери ценой тяжелых жертв.

Моцарт творит легко, вольно, органически. Творчество - это сфера, воздух, в котором он живет и дышит, его природа.

Оскорбленный Сальери взывает к справедливости (так же, как взывает к правосудию барон):

«Где же правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений - не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан -

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?..»

Доводы Сальери как будто даже убедительны. Но вчитаемся в трагедию внимательней. Есть в монологах Сальери одна, точно мимоходом оброненная фраза, ярко освещающая сущность его характера: «...хоть мало жизнь люблю», - говорит Сальери.

Сальери не любит жизни, т.е. подлинного, неиссякающего источника искусства, из которого вольно и просто черпает Моцарт. Моцарт широк и прост, сердце его открыто для людей и жизни. Он весело и добродушно смеется над игрой слепого скрипача в трактире, от которой брезгливо морщится Сальери. Сальери презрителен, надменен, одинок, озлоблен. Он презирает жизнь, и потому мертво, обречено на смерть столь тяжко завоеванное им искусство. Моцарт - дитя жизни и, следовательно, дитя народа.

TУТ мы подходим к главному.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Г. К. Орджоникидзе

От Центрального Комитета Всеесоюзной Коммунистической Партии (большевиков)