Лики компромисса

Павел Емелин| опубликовано в номере №1422, август 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

В закуточке, отгороженном забором, стоит высокий, худощавый молодой человек. Курит. Тонкое, интеллигентное лицо, в руке модный «дипломат», золотое обручальное кольцо на пальце. Студент, учится в политехническом, комсомолец. Этот из «молчаливых». Крестит сынишку: теща настояла.

Верит ли он? Вместо ответа последовал красноречивый взгляд: ты что, мол, в своем уме? Бросил сигарету и ушел, резко хлопнув дверцей. Да, молодой человек с характером. Только где был его характер, когда он с тещей разговаривал?

В помещении среди «крестных», вставших вокруг купели, узнаю своего собеседника из Толоконцева. Он стоит рядом с благообразной старушкой и держит на руках ребенка.

Священник громогласно предупреждает:

— Кто не верует в господа бога нашего, должен удалиться, ибо таинство крещения не будет иметь силы. Никто не удалился. Священник начал обряд.

— Отрекохом, — звучит его трубный голос, — от сатаны, от скверны... Повторяйте, православные, отрекохом...

— Отрекохом, — вразнобой повторяют «крестные» отцы и матери непривычное для большинства церковнославянское слово «отрекаемся».

— Отрекохом, — говорит и парень из Толоконцева, комсомолец, как успел я узнать.

Итак, что же (или кто же) заставляет молодых, не верящих в бога людей идти в церковь? Иван и Галина уступили требованиям богомольной тетки. Студент-политехник сдался на милость теще. Молодая чета из Толоконцева послушалась совета «знающих» людей. Иначе говоря, все они пришли сюда не по своей воле, вопреки своим убеждениям.

Впрочем, будем осторожны со словом «убеждения»: их-то, твердых мировоззренческих убеждений, в данном случае как раз и не хватает. Налицо лишь шаткость жизненной позиции у таких, с позволения сказать, комсомольцев. Не умеют они и не пытаются отстаивать свои взгляды, пасуют перед бытовыми трудностями. А бывает и так, что идут в церковь потому, что за участие в крещении или венчании получают от религиозных родителей или родственников солидное вознаграждение — машину, кооперативную квартиру и т. п.

Ну, а где же в это время бывает комсомол, товарищи по организации? Тут-то и нужно бы проявить комсомольскую солидарность, протянуть руку помощи. Увы, комсомольская помощь нередко приходит слишком поздно, а ведь силы и возможности помочь в подобных житейских ситуациях имеются.

Вспоминаю случай, происшедший в Лысьве, небольшом городке Пермской области. Молодую женщину не хотели брать из роддома родители мужа. До тех пор, пока не даст согласия крестить новорожденного. Казалось бы, положение безвыходное — молодожены жили в родительском доме. Но вышло по-другому: комитет комсомола завода, где работали молодые супруги, помог им устроиться в общежитие. Некоторых тогда удивило «упрямство» молодой матери: дескать, ради ребенка могла бы пойти на уступки. Она же так объяснила свое несогласие крестить сына: «Как бы я смотрела в глаза ребятам, которых сама призывала к принципиальности?»

Да, хорошую закалку получила эта девушка в комсомоле. В отличие, от парня из Толоконцева она не пойдет в церковь, не будет повторять вслед за священником: «Отрекохом». Она не отрекается ни от себя, ни от своих убеждений — у нее-то они есть!

Приведу еще одно письмо, полученное редакцией.

«Я комсомолка, но, выходя замуж, венчалась в церкви. Как это получилось? Как до такого могла додуматься современная девушка? — спросите вы. Чего мне не хватало? Чего я ждала от церкви?

Эти вопросы и не стояли передо мной тогда с такой остротой, как сейчас. Я больше думала о платье и туфлях, о предстоящей свадьбе. Наш союз был узаконен в Доме бракосочетаний, но хотелось еще чего-то необычного, возвышенного, красивого. Ведь замуж выходят один раз в жизни — по крайней мере я так считаю, — и хочется, чтобы этот день был самым памятным.

Вот тогда-то я и вспомнила о церкви. Точнее, вспомнила разговор, который был у меня полгода назад. Один молодой человек, умный, интеллигентный, говорил мне о том, что сейчас модно венчаться в церкви, о том, какой это красивый старинный обряд. Мы еще поспорили. Я говорила, что ни в какое «поповское счастье» я не верю, а он говорил только о красоте...

В церкви раньше я никогда не была, но видела в кино всю красоту венчального обряда, всю пышность этой церемонии, и мне захотелось того же. Но как только я переступила церковный порог — все мгновенно рухнуло. Я опустилась с небес на землю и смотрела уже на все происходящее трезвыми глазами. Нет, я не увидела ни торжественности, ни блеска. Представьте мое чувство, когда я слушала торопливые речи священника, видела его спешку — и это «раба божья» по отношению ко мне. Это было уже не возвышенно, а, наоборот, унизительно».

На конверте стоял обратный адрес, и мы встретились с Татьяной С. — так она подписала свое письмо. Высокая, миловидная девушка, открытый, доверчивый взгляд. Окончила десятилетку, мечтает учиться в медицинском институте, а пока работает санитаркой в больнице.

Таня сама пришла в райком ВЛКСМ и рассказала о своем поступке. Ей объявили выговор, но в комсомоле оставили.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ухабы на трассе

или О том, что мешает развитию автоспорта

Обыкновенные таланты

Творческая педагогика

Фактор внимания

Начало трудовой биографии... Важный и не всегда простой период в жизни молодого человека