Лики компромисса

Павел Емелин| опубликовано в номере №1422, август 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Вы не представляете, как я рада, что меня правильно поняли, — горячо говорила она. — Не знаю, как бы я пережила недоверие товарищей. К счастью, мне поверили.

А знают ли у нее на работе о венчании? Как относятся к нему Танины подруги? Оказывается, знают, и самое тревожное то, что они не осуждают такой поступок, наоборот, кое-кто из незамужних девушек тоже собирается венчаться. «Я им говорю, что в церкви нет ничего заманчивого, — рассказывает Таня, — а они твердят свое: там должно быть красиво».

Татьяна поняла ошибочность своего шага, когда оценила его с позиций разума. Религия же чаще обращается к эмоциям, чувствам — за многие века своего существования она достигла в этом определенных результатов.

В словах девушек: «В церкви должно быть красиво» — есть доля истины. Кто не знает, что церковные храмы и в России, и за рубежом расписывали нередко величайшие мастера живописи. Церковь, учитывая естественное стремление к прекрасному, издавна пыталась использовать красоту для религиозного воздействия на прихожан. Поэтому в культовом здании любая вещь, в том числе и живопись, служит тому, чтобы создать особую атмосферу, которая вызывает у верующего подобающее случаю смиренное, молитвенное настроение. Иными словами, подготавливает человека к восприятию религиозных заповедей и догматов.

Некоторые молодые люди за внешней красотой церковного обряда не видят его социального, идейного смысла, слепо следуют церковным предписаниям. Совершая религиозный обряд, юноши и девушки, не верящие в бога, тем самым укрепляют авторитет церкви, расширяют ее влияние — хотят они того или не хотят, следуют ли чьим-то советам или весьма сомнительной моде.

Кое-кто из молодых ошибочно считает крещение и венчание «народными обычаями» — такое мнение опять на руку церкви. Сейчас, когда русское православие готовится отметить тысячелетие «крещения Руси», богословы стараются представить церковь как единственную хранительницу народных традиций, некоего «вечного национального духа».

Свадебные машины катят к церкви. И это, повторяю, не может не тревожить. «Мы научились критиковать религию, — говорил один комсомольский работник из Горького, — но часто не противопоставляем ей ничего своего, положительного. Не подкрепляем слова делом. Критикуем, например, религиозную обрядность, но мало еще заботимся о том, чтобы наши ритуалы не уступали церковным ни в красочности, ни в эмоциональности. Скажем, какое-то радостное событие у человека — посылаем открытку. Прийти, поздравить неудобно. Или же более важные дела найдутся. А если у кого-то горе — тут открыткой не поможешь. В общем, формальное получается у нас внимание к человеку — вот в чем беда».

Я вспомнил эти слова, когда в одном из райкомов комсомола меня буквально засыпали разными бумажными «наказами»: наказ совершеннолетнему, наказ призывнику, даже наказ новорожденному... Все они отпечатаны на отличной бумаге, только, думаю, мало кого взволнуют выведенные золочеными буквами «теплые слова» тиражом в 500 и более экземпляров. Подобный формализм и казенщина способны лишь погубить доброе дело.

Человеку нужен обряд. «Даже для печали человек должен иметь проложенные рельсы, по которым идти — вой, панихида и т.д.», — заметил в своем дневнике Лев Толстой.

Да, не пышностью, не внешней красивостью важен обряд, а этой обращенностью к внутреннему миру личности, к сокровенным струнам человеческой души. Обряд дает выход как положительным, так и отрицательным эмоциям, приобщает твою радость или твое горе к общим переживаниям. И это чувство сопричастности приносит нам и удовлетворение, и облегчение. Говоря словами поэта, «я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз...».

Комсомольцы часто выступают инициаторами и пропагандистами новой обрядности. Дело это непростое, требующее знаний, фантазии, вкуса, чувства меры. Не все одинаково приемлемо в новых ритуалах, но сложность работы не пугает подлинных энтузиастов.

Ну, а все-таки как же быть Наташе М., написавшей письмо в редакцию? Пойти «ради любви» в церковь или же наотрез отказаться от участия в обряде, который сама она считает отжившим предрассудком?

Дать ей совет — значит еще раз повторить уже сказанное. Пусть решает сама. Одно только добавлю: семейный мир, купленный ценой компромисса со своей совестью, редко бывает прочным.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Хлебников

Силуэты

Обыкновенные таланты

Творческая педагогика