Кукрыниксы

М Афонин| опубликовано в номере №222, май 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот здесь, в Стенгазете, на совместной общественной работе и крепла творческая дружба трех молодых художников.

Страницы комсомольского юмористического журнала «Комар», журнала «Комсомолия», потом - «Комсомольской правды», журнала «Смены» и дальше целый ряд крупнейших газет и журналов - такова хронология творчества художников.

Везде работали сообща как коллектив.

Дружба карандаша и кисти (Куприянов и Соколов - графики, Крылов - преимущественно живописец), единство коллектива художников, казавшихся так непохожими друг на друга, - результат общности классовой природы художников, крепкой шайки на общественной работе.

Отсюда уверенность мысли.

«Втроем лучше продумывать, лучше работать, лучше учиться», - рассказывают Кукрыниксы.

Коллективность работы давала прочную гарантию максимального снижения идеологического и художественного брака.

Отсюда утроенное качество.

Кукрыниксы стали широко известными по своим шаржам и карикатурам на литературные темы. «На литпосту», «Смена», «Прожектор», «Красная нива», «Смехач», «Чудак» - всюду действовал карандаш Кукрыниксов, - насмешливый и злой критик. Было бы ошибкой думать, что Кукрыниксы отделывались просто смешными рисунками, уродуя внешность литераторов, художников, артистов. Нет. Их «дружеские шаржи, почти портреты - сущность данной личности, данного явления. Ценность карикатур такого рода заключалась в том, что они являлись по - настоящему литературно - критическими произведениями, иной раз более сильно действующими, чем полдюжины пространных критических статей. Меткий, политически заостренный карандаш Кукрыниксов активно участвовал в борьбе за пролетарское искусство. В этом - большая заслуга Кукрыниксов. Однако здесь нельзя не отмстить того факта, что в работе художников в журнале «На литературном посту» были срывы, были моменты, когда художественным пером Кукрыниксов водила «посторонняя рука литера курной групповщины, «заезжательства», от которых далеко не свободна была редакция «На литпосту».

Литературно - бытовая тематика ни в какой мере не должна уйти сейчас из ноля зрения художников, хотя соотношение тем сейчас несомненно должно измениться в сторону широкого захвата более значительных тем.

Сдвиг в этом отношении уже наметится. Примером могут служить: политплакаты - «Свобода буржуазной печати», «Путь социал - фашизма», рисунки на международные темы в журналах «Смена», «Прожектор»; живопись - «Предательство Ганди» и «Конференция по «разоружению.

Простота изображении, большая политическая острота этих полотен и плакатов говорят о высоком качестве работы художников - агитаторов.

В памяти зрителя надолго остается глубокий оттиск агиткарикатур.

Кукрыниксы не стремятся во что бы то ни стало вызвать смех. Смех для них не самоцель.

Они знают: смех - могучее средство; смех воспитывает» и смех «убивает». В карикатурах Кукрыниксов это отражается очень ярко. Улыбка над смешной линией носа писателя сменяется издевкой и ненавистью, когда речь идет об уродствах явлений, классово нам враждебных.

Дифференцированный подход, дозировка смеха говорят о сильной политической зоркости Кукрыниксов. Это подчеркивает еще и тот факт, что Кукрыниксы, в отличие от подавляющего большинства художников - карикатуристов, сами дают темы, сами их видят. Больше того - отдельные темы они широко развивают, углубляют, как например серия карикатур «Старая Москва», «Бытовые вредители», серия «Гражданская война» (живопись).

«Театр военных действий): художников, где действуют их «кавалерия острот» и карикатур «отточенные пики», охватывает целый ряд участков. Наибольшее количество работ представлено газетно - журнальной карикатурой, книжной иллюстрацией, политплакатом. Но значительные достижения есть уже и по театру и по живописи (о последней мы уже говорили) Кукрыниксами оформлены «Клоп» в театре Мейерхольда, «Тревога» в московском ТРЕМ, «Первый кандидат» (костюмы и грим) в театре Сатиры, по карикатурам Кукрыниксов сделана постановка в Театре детской книги.

Несомненно, Кукрыниксы и дальше будут двигаться по всему фронту. Ближайшие перспективы их работы иллюстрация альбома стихов А. Безыменского о комсомоле к 15 - летию организации. Оформление постановки «Город Глупое» в Театре сатиры, иллюстрации к «12 стульям» Ильфа и Петрова, создание большого полотна «Герои буржуазной пятилетки», работа в «Крокодиле». Но уже сейчас очевидно, что главный акцент в работе Кукрыниксов должен быть сделан на газетной карикатуре. Здесь должно углубляться большевистское мировоззрение художников, здесь злая, «убийственная» карикатура Кукрыниксов и на международные темы и на внутренние станет по - настоящему массовым оружием агитация.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены