Кукрыниксы

М Афонин| опубликовано в номере №222, май 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Смехом умей видеть

Смехом умей бить,

Смехом умей любить,

Смехом умей ненавидеть

(А. БЕЗЫМЕНСКИЙ)

Поэт Асеев ходил по выставке и чувствовал себя, как дома. Он вслух смеялся и замечал спутникам:

- Так называемый дружеский шарж?.. Здорово!

- «Дружеский»? Пни лихо его ликвидировали, откликнулся Борис Ефимов. - Шарж неизвестно какой. Он больше схож с оригиналом, чем фото... Пожалуй, можно назвать его: «Невзирая на лица»...

К разговору присоединился Иосиф Уткин.

- На Молчанова никакой статьи не надо. Вылитый критический портрет...

- Вползла тогда в журнал «Комсомолия» многоголовая Кукрыникса и многим отравила жизнь. И немудрено: уж очень здорово выступали в шаржах их ошибки, уклоны и уклон - чини. На стенку дорогие товарищи прямо - таки лезли! - улыбаясь, вспомнил Александр Безыменский.

Кто же они, эти художники, с таким дерущим, как напильник, псевдонимом Кукрыниксы?

Их трое: Куприянов, Крылов и Ник. Соколов - из начальных букв и составилась фамилия коллектива.

Коллективу кукрыниксы шесть лет.

В годы, когда (в художественных мастерских на первом плане еще процветали такие предметы, как... бухгалтерия, прикладная механика и едва намечалось преподавание рисунка, Куприянов, Крылов, Соколов вступили в дружбу.

«Восемь лет жили в общежитии и спали на одной койке» - записали Кукрыниксы в десятистрочной. недавно опубликованной автобиографии.

Во Вхутемасе началось художественное образование коллектива. Слово Вхутемас, как ни странно, чаще всего появлялось и печати в отделе «Физкультура и спорт», хотя на самом деле это были Высшие художественно - технические мастерские. Вхутемас любопытен и своих противоречиях: наряду с первоклассными достижениями по спорту он прославился в не меньшей степени своим «бурсацким» бытом.

Лицо мастерских было похоже на палитру живописца. Здесь можно было встретить кого угодно, начиная от сына Шаляпина и кончая сибирским партизаном, кузнецом Брушевым.

Уродства быта невольно вызывали сопротивление здоровой части студенчества, яростно желавших стать «мастерами, а не длинноволосыми проповедниками».

Страницы стенгаза - знаменитого во Вхутемасе «арапического отдела» - стали передовыми окопами Кукрыниксов. Богема, «бурса» уродливо заерзала на острие злобного и ехидного карандаша художников.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Магистраль четырех морей

Или завтрашний день большой Волги

Готов ли ты

Заметки физкультурника