Комсомолец на самолете

Н Бобров| опубликовано в номере №183, март 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

2. Тула - авиационная

Я прибыл в Тулу, чтобы познакомиться с учебой летчиков - комсомольцев. Но сразу, без небольшой подготовки, я бы многого не понял.

Ворочаясь с боку на бок и стараясь заснуть (говорят, на новом месте плохо спится), я воспроизвожу в памяти только что слышанный мной в красном уголке школы рассказ секретаря комсомольской ячейки тов. Кучерова.

И. С. Кучеров перешел к профессии летчика от родственной (как ни странно для многих) профессии железнодорожного машиниста. За плечами у него двухлетний стаж работы на Московско - Курской дороге; сейчас же он является одним из наиболее успевающих учлетов.

Тов. Кучеров ввел меня в курс дела и рассказал, как туляки сумели создать авиашколу, признанную сейчас одной из лучших в Союзе.

- Наша Тула - «красная кузница» Союза - издавна привыкла видеть самолет. Частые прилеты известных летчиков Михеева, Найденова, Копылова и других во время агитационных облетов Союза до сих пор памятны населению.

Наша молодежь бредила авиацией, видя ежедневные пролеты над городом пассажирских самолетов из Москвы на юг и обратно. Почти в каждой школе, при каждом завкоме имелись осоавиахимовские кружки. Сотни комсомольцев прошли учебу в модельных и планерных кружках. Урывками, в свободное от работы и партийных обязанностей время, старались мы овладеть «тайной» полета. И для многих из нас еще с детства был сброшен покров с этих тайн.

Когда в позапрошлом году Осоавиахим и центральные авиационные журналы начали кампанию за создание местной авиации, Тула первой приобрела самолет. Правда, это был устарелый самолет «Конек - Горбунок», но есть пословица: «аппетит приходит во время еды». Почти вслед за приобретением самолета был брошен лозунг: «Даешь свою авиационную школу».

Центральный совет Осоавиахима, занявшийся к этому времени созданием сети гражданских авиашкол, горячо поддержал нас и прислал летчика М. И. Ефименко для организации школы.

В Управлении аэродрома - своя жизнь. Здесь комендатура, штаб, политотдел, пожарная команда, амбулатория, буфет, радиостанция, метеорологическая станция, душевая комната, комнаты отдыха, жилые помещения. Вверху - сигнальная вышка с фонарями, сигнальными приборами, ветряным конусом.

Оживленнее всех работают душевая и буфет. В душевой - пять отдельных кабинок и струи холодной, как лед, воды. Партиями сюда беспрерывно заходит закопченный, засаленный летперсонал и танцует под ледяной струей. Ребята фыркают, крякают, визжат от холода воды, но полощутся остервенело, освежая грязные распаренные телеса. Одни заряжаются перед полетом, другие - после. И сейчас же спать. После полета сон необходим. Летчик утомляется в воздухе. Возбуждение, напряжение нервов в течение нескольких часов полета изматывают силы, гонят спать.

Душевая здесь - целый клуб. В ней скрещивается вся жизнь аэродрома. Здесь все новости дня, оценка, критика полетов, обмен впечатлениями, песни, шутки. Холодный душ всех бодрит и всех настраивает на веселый лад. Те, которым нужно лететь, моются особенно усердно. Потом смачивают комбинезоны, слегка выжимают и одевают мокрыми.

- Так оно свежее. Пока дойдешь до старта - высохнет, а я в машину сяду свежим. А Свежесть для нас - первое дело...

Шумно в буфете. Он тоже работает почти круглые сутки. Все время здесь полно народу. Буфетчика и повара дергают немилосердно. Одним нужно спешить к взлету, другим после полета - спать. Наскоро закусывают, пьют чай, уходят - на их место вливаются новые толпы запыленных комбинезонов, и так без конца. Здесь - тоже клуб. Гудят репродукторы радиопередачи, гудят голоса, лязгают тарелки. И все это покрывается здоровым хохотом, когда кто - либо «загоняет» смешную штуку о полете. Летчикам дают диету. В буфете - молоко, сливочное масло, сыр, бисквиты, сладости, горячие мясные блюда. Их работа требует усиленной пищевой «заправки», как и моторы самолетов.

Здесь знают и ценят наш Осоавиахим. Его военная подготовка населения, ознакомление его с авиацией здесь чувствуется, как нигде. Командир отряда рассказывает:

- Пришлось нам как - то делать многочасовой рейс в составе пяти самолетов. Подлетаем к Т... - гляжу, в баках бензин на исходе. Черт его знает, как оно так получилось. Бывает ведь! Что тут делать? Ночь - ни зги не видно. Нужно скорее садиться, а куда? Нарвешься на строения, на сад, сядешь в овраг, на гору и - гроб. В воздухе тоже держаться нечем - последние килограммы горючего догорают. Прямо ложись, да и помирай! Садиться в слепую темень - гиблое дело! Гроб!... Вдруг гляжу - загорелись внизу костры. Горят и горят. Чувствую - для нас кто - то зажег. Спускаюсь осторожненько, сажусь около костров. Своим семафорю, чтобы подождали в воздухе. Сел превосходно. Посадил и остальные самолеты. Ни одной поломки - как на старте... Оказывается, комсомольцы - осоавиахимовцы услышали, как мы кружимся, увидели наши позывные, и зажгли костры. Поняли в чем дело... Вот вам и Осоавиахим. А не будь осоавиахимовцев - нам бы гроб.

Днем была тихая погода. Но метеорологическая станция дала сводку, что нужно ждать бури. «Мелюзгу» предусмотрительно запрятали в ангары. Снаружи осталось несколько бомбовозов. Их задрали на штопорах и так оставили: они слишком тяжелы для бури. Но ночью неожиданно рванул сумасшедший ураган. Зазвенели стекла, все завыло, затрещало. Аэродромные огни потонули в море пыли. В ней скрылись и ангары. Судорожно заколыхались крылья бомбовозов. Вот - вот сорвет с места этакую многосотпудовую махину - и тогда жутких делов она наделает. На аэродроме - тревога. Зазвенели звонки. Через несколько минут на грузовиках прилетели дежурные взводы, бросились к машинам. Их дополнительно задраили на штопора, около каждой поставили команду. Началась борьба с ураганом.

Металлические колоссы, сильные и гордые в поднебесной выси, здесь, на земле, потребовали помощи слабого человека. Здесь они беспомощны против бури, хотя сами рождают бурю, вдесятеро сильнейшую, чем эта, они властвуют над воздухом. Рожденные летать, они бессильны на земле и боятся бури. Нося на себе десятки людей, сейчас они сами нуждаются в их защите.

А завтра они взмылят кверху и посмеются, повластвуют над этой бурей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере