Когда мужают сердца

К Замошкин| опубликовано в номере №934, апрель 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Образ юного Владимира Ульянова, жизнь семьи Ульяновых, характеры и судьбы ее представителей не раз привлекали внимание советских кинематографистов. Достаточно назвать такие картины, как «Семья Ульяновых», «Александр Ульянов», «Первая Бастилия». В этих фильмах перед зрителем проходили отдельные эпизоды из сложной, трудной и благородной биографии передовой русской семьи. Мы встречались на экране и с Марией Александровной (арт. С. В. Гиацинтова), и с несгибаемым революционером Сашей Ульяновым, и с молодым Лениным, но, конечно, сама тема — ее с полным правом можно назвать «ульяновской» — неисчерпаема для поисков и свершений художника. Ведь детство, отрочество, юность Владимира Ильича — эти первые страницы Ленинианы — можно перелистывать и переживать вечно, каждый раз открывая для себя новое и великое, светлое и необходимое.

И вот в канун XXIII съезда нашей партии советские люди вновь встретились со своими любимыми, вечно живыми героями. Народный артист республики Марк Донской показал свою последнюю работу — фильм «Сердце матери», созданный на Киностудии имени Горького. Картина, посвященная М. А. Ульяновой, — закономерный этап в творчестве известного советского кинорежиссера. Если мы оглянемся в прошлое, то вспомним, что Марк Семенович Донской свои главные, выстраданные произведения неразрывно связал с величественным образом русской женщины. Бабушка в горьковской кинотрилогии, Ниловна в фильме «Мать», «Сельская учительница», целый ряд интереснейших героинь в других картинах («Радуга», «Дорогой ценой») и, наконец, Мария Александровна Ульянова в исполнении народной артистки республики Е. Фадеевой. Галерея женских персонажей в кинокартинах Донского отличается удивительным разнообразием. Бабушка А. М. Горького — ее роль блистательно воплотила В. О. Массалитинова — олицетворение русской природной мудрости и лукавства, мягкости и простоты. И вот Ульянова — Фадеева, женщина высокого интеллекта, натура сдержанная, сложная и в то же время полная внутреннего света материнства. Актрисе, прежде чем стать на экране Марией Александровной, пришлось выдержать конкурс с другими достойными претендентками на эту роль. Но Фадеева, одна из ветеранов театра имени Ленинского комсомола, победила. На мой взгляд, истоки этой победы лежат в работе Фадеевой над ролью Жанны д'Арк в пьесе Бернарда Шоу «Святая Жанна». Казалось бы, что может быть общего между крестьянской девушкой из средневековья, национальной героиней Франции, и женщиной конца XIX века, посвятившей свою жизнь воспитанию детей? И все же черты одухотворенности, одержимости, чувства долга и бесстрашия, раскрытые актрисой в образе Жанны, стали внутренним содержанием характера и поступков Марии Александровны в фильме «Сердце матери». И еще — любовь. Строгая, нежная, умная любовь к детям, помогающая матери преодолевать все горести и трудности на своем жизненном пути. Умирает глава семьи Илья Николаевич (арт. Д. Сагал) — честнейший человек, подвижник российского просвещения. Гибнет на виселице народоволец Александр, арестована и сослана дочь Анна, умирает от тяжелой болезни Оленька, за участие в студенческих волнениях бросают в тюрьму Владимира... Каким же сильным должно быть сердце женщины, чтобы хранить стойкость и быть готовым к новым отдачам, к новым испытаниям!

Особенно запоминаются кадры пребывания Марии Александровны в Петербурге, когда решается судьба ее сына Александра. Е. Фадеева блестяще проводит эти сцены: сдержанно, с огромным внутренним напряжением. Пожалуй, только в глазах страдание и надежда.

И не случайно за начальными титрами фильма появляется, словно из тумана, изображение Сикстинской мадонны Рафаэля — символа материнства и женской самоотверженности.

В роли Владимира Ульянова дебютирует молодой артист Родион Нахапетов. Ему двадцать один год. Родион только что закончил институт кинематографии. По его словам, он с детских лет мечтал стать киноактером. Теперь он сыграл свою первую роль — причем сразу очень ответственную — Владимира Ильича Ленина в период его становления как революционного марксиста. В начале фильма Володе-гимназисту шестнадцать лет, в конце — двадцать три года. Перед создателями фильма — сценаристами Зоей Воскресенской и Ириной Донской, постановщиком М. Донским и оператором М. Яковичем — стояла трудная, даже деликатная задача: снять картину так, чтобы сначала внимание зрителя было устремлено главным образом на главную героиню — М. А. Ульянову и на всю семью в целом, показать атмосферу дружбы, взаимопомощи, участия, царившую среди Ульяновых. В этих семейных сценах Володя еще не должен выделяться. Ведь он пока гимназист, средний по возрасту. Но проходит время, идут годы, и постепенно Володя Ульянов становится Владимиром, Владимиром Ильичей. Позади окончание гимназии с золотой медалью, Казанский университет, студенческие волнения, первый нелегальный революционный кружок, пристальное «внимание» полиции, сдача экстерном университетского курса, юридическая практика, изучение и овладение марксистской литературой. Владимир Ильич становится широко образованным марксистом-революционером. Артисту Р. Нахапетову скупыми, но точными штрихами удалось передать мужание характера и формирование взглядов молодого Ленина. В течение фильма постепенно меняется внешний облик Владимира Ильича. Сложнейший грим (этот процесс занимал иногда до 6 часов) позволил достичь почти идеального портретного сходства.

События в фильме развиваются как летопись. Но в их внешней неторопливости заключен постоянный накал чувств. Некоторая композиционная рыхлость сценария вполне искупается искренней игрой актеров и графической точностью, подчеркнутой суровостью съемок оператора М. Яковича. Фильм «Сердце матери» глубоко оптимистичен, и, что важно, он лишен каких-либо признаков сентиментальности. Его лейтмотив — это торжество человеколюбия, человечности над обреченным миром прошлого.

В финале картины мы видим рядом мать и сына — Марию Александровну и Владимира Ильича. Осень 1893 года. Молодой Ленин переезжает в Петербург, навстречу великим классовым битвам. А мать, по словам В. И. Ленина, «верный единомышленник» своих детей, ставших профессиональными революционерами, всегда будет с ними, даже в разлуке...

В настоящее время съемочный коллектив под руководством М. С. Донского приступил к работе над второй частью кинодилогии — «Подвиг матери» (название условное). Этот фильм охватывает двадцатилетний период в жизни семьи Ульяновых — вплоть до победы Великого Октября.

Именно на таких фильмах, имеющих не только художественное, но и, безусловно, воспитательное значение, должна учиться наша молодежь мужеству, стойкости, верности долгу и высоким идеалам Революции.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены