Клевета на человечество

Н Чебоксаров| опубликовано в номере №300, декабрь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

О фашистких расовых теориях

Происхождение человека, его первоначальное расселение на земле, возникновение и развитие человеческих рас, изменение самой природы людей в связи с их трудовой общественной деятельностью - вот вопросы, составляющие основное содержание антропологии.

Еще в середине прошлого века реакционные ученые старались использовать некоторые данные антропологии для обоснования так называемой «расовой теории». Главным положением этой «странной теории, которая так же далека от науки, как небо от земли», явилось - по меткой характеристике товарища Сталина- признание того, «что мир разделен искони на низшие и высшие расы, на черных и белых, из коих первые неспособны к цивилизации и обречены быть объектом эксплуатации, а вторые являются единственными носителями цивилизации, призванными эксплуатировать первых»

(«Международный характер Октябрьской революции». 1927).

Крупнейшие антропологи Запада (Мануврие, Брока, Гэддон и др.)

всегда глубоко отрицательно относились к расистским измышлениям.

Несмотря на полную научную необоснованность расовых теорий, справедливо названных передовыми учеными XIX века «лженаукой», они получили в капиталистических странах широкое распространение в качестве идеологического оправдания классового и национального угнетения.

Молодая советская антропология не могла пройти мимо этого явления. Она должна была начать активную борьбу против расизма, должна была с фактами в руках показать, что легенду о природном неравенстве людей «нужно считать опровергнутой» (Сталин).

Особенно острой и напряженной стала борьба в последние годы, когда расовые теории превратились в официальную идеологию фашизма.

Разоблачение контрреволюционного и шовинистического содержания расовой идеологии фашизма, вскрытие ее антинаучности стали боевыми задачами советской антропологии.

На нескольких простых, но убедительных примерах можно показать антинаучность и необоснованность расовых теорий.

Какая из рас ближе к обезьянам? Этот вопрос полон живого интереса, далеко выходящего за рамки академической науки. Расисты, как известно, утверждают, что «примитивные», или «низшие», расы по строению своего тела наиболее близки к животным, особенно к человекообразным обезьянам. К этим «примитивным» расам будто бы принадлежат негры, австралийцы, индонезийцы, эскимосы и другие народы колониальных и зависимых стран, эксплоатируемые империалистами.

Гитлер заявляет, что расстояние, существующее между низшим человеком и высшей расой, гораздо больше, чем между низшим человеком и наиболее развитой обезьяной. Но факты упрямы: лучше всяких рассуждений они опровергают откровение фашистского «фюрера». Изучение человеческих рас ясно показывает, что ни одна из них не является более «примитивной» и обезьяноподобной в сравнении с другими.

Если, например, по выступанию челюстей (прогнатизм) негры действительно стоят несколько ближе к высшим обезьянам чем европейцы, то по наклону лба и развитию надбровных дуг именно негры могли бы претендовать на роль «высшей» расы, так как у них чаще, чем у европейцев встречаются прямые и выпуклые лбы, резко отличающие человека даже от наиболее близких к человеку высших обезьян.

Заснятый на помещенной внизу фотографии череп немца по строению надбровья и лба больше напоминает шимпанзе, чем помещенный рядом с ним череп суданского негра!

Толстые губы негров и австралийцев также дальше отстоят от обезьяньих чем тонкие губы европейцев, считавшиеся признаком их «высшей» расы.

Туземцы Африки и Австралии с их длинными ногами и коротким туловищем вовсе не напоминают человекообразных обезьян, у которых туловище всегда значительно длиннее ног.

Количество примеров можно было бы увеличить, но и из сказанного ясно, что если сопоставлять человеческие расы по совокупности их признаков, то ни одну группу современного человечества нельзя считать «низшей», сохранившей наибольшее количество обезьяньих особенностей.

Больше того, внимательное сравнение строения тела различных рас указывает на глубокое биологическое единство всего человечества. Расовые различия носят поверхностный характер и касаются главным образом несущественных признаков, вроде формы волос, цвета кожи, строения глазных век, носа, губ. Основные же особенности человека, отличающие его от других животных, свойственны всем современным расам.

Крупный подвижный большой палец - специфический признак человека. Сравнивая устройство руки представителей различных рас, можно легко заметить, что никаких различий здесь не наблюдается: кисть негра или монгола столь же хорошо приспособлена к самым сложным трудовым движениям, как и кисть европейца.

Развитой мозг, изогнутый в виде латинского «S» позвоночник, опорная стопа - все эти особенности, возникшие в тесной связи с общественным трудом, в одинаковой степени присущи всем человеческим расам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Искусство, разящее врага

Выставка московских мастеров советской сатиры

Писатель-большевик

Воспоминания об Н.А. Островском