Искусство, разящее врага

Ю Нейман| опубликовано в номере №300, декабрь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Выставка московских мастеров советской сатиры

«Оружия

любимейшего род.

Готовая

рвануться в гике,

Застыла

кавалерия острот...»

В. Маяковский.

На этой выставке нет равнодушных. Здесь отсутствует категория посетителей, добросовестно разглядывающих экспонаты «по порядку» и украдкой позевывающих. Смотрят, потому что интересно. Волнуются и вступают в споры с незнакомыми.

Выставка мастеров советской сатиры не подавляет количеством картин и рисунков. Зато каждая из выставленных здесь вещей полностью доходит до зрителя. Доходит, несмотря на то, что публика, посещающая выставку, как-то особенно пестра, разнообразна и в огромной своей части состоит из людей, по всей видимости, прямого отношения к живописи не имеющих.

Прислушайтесь к разговорам, прочитайте записи в книге отзывов, и вас поразит яркость, острота, бурность реакций. С откликами подобного накала мы привыкли встречаться не на выставках живописи, а в театре, в кино, - словом, при соприкосновении с искусством, развивающимся во времени, действенным.

Так оно и есть на самом деле. У художников, чье творчество показано на выставке, при всем разнообразии их индивидуальностей и манер есть некая общая особенность. Художники эти не изображают, не иллюстрируют: они действуют. Каждый мазок, каждый нажим карандаша такого художника - удар по врагу.

Враг хитер, изворотлив. Он скрывает свою сущность, ловко маскируя лицо и поступки. Важнейшая задача художника-бойца - обнажить перед зрителем лицо врага.

Несколькими штрихами, лаконично и остро, разъяснить сложную политическую ситуацию. Сделать ее понятной самому неискушенному читателю. Сжать, сконденсировать газетную передовую до предела, до возможности охватить ее одним беглым взглядом.

Это - искусство политической газетной карикатуры, искусство Бориса Ефимова.

Взгляните на звероподобного боша в женском платье, ведущего за собой «послушных деточек» - тупого громилу-чернорубашечника и увешанного оружием японца. Взгляните внимательно, и вам станет понятен смысл тройственного союза держав-агрессоров.

Мизерная фигурка генерала Франко в рядах дюжих немцев кратко и выразительно рассказывает о жалкой и омерзительной роли этого душителя испанского народа.

Оружие Ефимова - едкая издевка, смех, уничтожающий врага.

Можно также бороться с врагом, возбуждая отвращение к нему, ужас и гнев.

Улицы израненных испанских городов, поля, усеянные трупами, кровавые «тропы самураев» на рисунках художника Бродаты будят неутолимую ненависть к фашизму.

О голоде и нищете рабочих капиталистических стран скорбно повествуют полотна Радакова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены