Клевета на человечество

Н Чебоксаров| опубликовано в номере №300, декабрь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Скелеты трех, основных рас: негроидной («черной»), европеоидной («белой») и монголоидной («желтой») - в сравнении со скелетом шимпанзе в наглядной форме подтверждают это положение, являющееся одним из самых непреложных выводов современной антропологии.

К выводу о биологическом единстве человечества можно придти и другим путем. Сравнивая между собой человеческие расы, даже наиболее отличные, нетрудно заметить, что расовые различия не носят абсолютного характера.

Возьмем такой существенный расовый признак, как форму волос. Считают обычно, что для негроидов («черных») типичны курчавые волосы, для европеоидов («белых») - волнистые, для монголоидов («желтых») - прямые. В основном такое разграничение верно. Но среди восточных европеоидов (например, среди русских) прямые волосы - совсем не редкость: во многих районах они даже преобладают. Точно так же южные европеоиды (итальянцы, испанцы, арабы и др.) по форме волос часто приближаются к настоящим негроидам, обладая курчавой шевелюрой. В виде исключения сильно курчавые волосы попадаются даже в Северной Европе, где не может быть и речи о каком-то смешении с неграми.

Нужно также иметь в виду, что географические границы распространения отдельных расовых признаков не совпадают друг с другом. В районах соприкосновения и взаимодействия основных рас всегда возникают разнообразные промежуточные формы, сочетающие особенности различных биологических разновидностей человечества.

Ярким примером таких переходных образований являются расовые типы Восточной Африки (в частности Абиссинии), специально изучавшиеся - по литературным источникам - автором этого очерка. Своими курчавыми волосами, темной кожей, утолщенными губами абиссинцы напоминают настоящих негроидов. Зато по форме и размерам лица, по строению носа они приближаются к южным европеоидам, представленным итальянцами или испанцами.

Промежуточные антропологические типы широко распространены также среди народов СССР, особенно в северо-восточной Европе и северо-западной Азии, где с глубокой древности происходило взаимодействие и смешение монголоидов и европеоидов.

Многочисленные экспедиции, произведенные в 1926-1937 годах Антропологическим институтом МГУ к мари, мордве, чувашам, удмуртам, коми, ойротам и другим народам, показали, что резкой границы между «белой» и «желтой» расами невозможно провести ни географически, ни морфологически.

Прямые, но мягкие волосы, желтоватая кожа, несколько уплощенное лицо, ослабленное развитие бороды и волосяного покрова на теле - все эти признаки, характерные для многих из вышеперечисленных народов, являются промежуточными между свойственными «типичным» монголоидам (например, китайцам) и европеоидам (например, армянам).

Археологические раскопки, производившиеся Антропологическим институтом и другими научными учреждениями, обнаружили глубокую древность переходных расовых типов в Восточной Европе. Так, например, в Языковской стоянке (Кашинского района, Калининской области), относящейся к новому каменному веку (неолит), было обнаружено несколько скелетов, по своим антропологическим особенностям принадлежавших к так называемому «сублапоноидному» типу из круга этих переходных форм.

Переходные формы могли возникнуть одновременно с основными расами именно вследствие единства их происхождения и общности законов их развития.

Расистские построения о различных центрах возникновения рас или об их происхождении от различных видов обезьян, в свете работ советских антропологов о промежуточных типах, не выдерживают никакой серьезной научной критики.

Таким же неосновательным оказывается и другой основной тезис расовых теорий - утверждение об изначальной связи расы и культуры, расы и языка, расы и нации. Разжигая звериный зоологический шовинизм, стараясь отвлечь трудящихся от классовой борьбы, идеологи фашизма распространяют лженаучные измышления о «расовой основе истории, расовом единстве нации, общности расовых интересов» и т. д.

В трудах немецких «расистов» Рудольфа, Гюнтера и др. в качестве «высшей» фигурирует так называемая «северная раса», отличающаяся белокурыми волосами, голубыми глазами, длинным черепом, узким лицом, выдающимся носом, высоким ростом.

Советская антропология в настоящее время располагает богатым материалом, позволяющим не только вскрыть контрреволюционный смысл этой «теории», но и показать научную ее несостоятельность.

Товарищ Сталин еще в 1913 году установил, что «нация - не расовая и не племенная, а исторически сложившаяся общность людей» («Марксизм и национальный вопрос»). Уже тогда товарищ Сталин указывал, что современные европейские нации: итальянская, французская, немецкая, английская - сложились «из людей различных рас и племен».

Новейшие данные не только полностью подтверждают сталинские формулировки, но и показывают, что возникшие раньше современных наций языковые и этнические группы также не являлись расово-однородными.

Исследования академика Н. Я. Марра и работы молодых советских антропологов, языковедов и историков с несомненностью установили, что самое образование языковых систем (например, турецкой, индоевропейской) происходило на обширных территориях среди расово-смешанного населения.

Особо показательно в данном отношении антропологическое изучение народов СССР, говорящих на финских языках. В дореволюционных, а частью и в новых (зарубежных) антропологических книгах нередко можно прочесть о глубоких расовых отличиях финских народов от их соседей, говорящих на других языках, о былой принадлежности всех финнов к одной расе, иногда даже о существовании особого, «финского» расового типа. В действительности же никакого «финского» расового единства и не существовало. Материалы, собранные антропологическими экспедициями различных советских научных учреждений среди финских народов, не только указывают на их расовую смешанность в настоящем и в прошлом, но также позволяют утверждать, что в состав финнов входят те же самые расовые типы, что и в состав индоевропейцев (славян, германцев и т. д.), турок, тунгусов и других народов северной Евразии.

Автор настоящего очерка сам работал среди коми, мордвы, а также среди соседнего с ними русского населения. И вот оказывается, например, что светловолосый и светлоглазый, типично европеоидный коми с Вычегды, по своему антропологическому типу, гораздо больше напоминает своего русского соседа из Вологодской области, чем говорящего на финском языке черноволосого и темноглазого мари с его монголоидными особенностями. Больше того, коми из разных районов отличаются друг от друга в антропологическом отношении больше, чем от своих русских соседей. У нижневычегодских коми, например, около 57% светлых (серых и голубых) глаз, столько же, сколько у вологодских русских, в то время как у коми с Верхней Вычегды светлоглазых только 39%. Сплошь и рядом в пределах одного и того же селения, жители которого говорят на одном наречии, можно встретить самые разнообразные расовые типы. На рисунке изображены два жителя татарской деревни Ускют, в Крыму, резко различные по своему расово-антропологическому облику. Вопреки утверждениям расистов, между антропологическим типом народа и его культурой и языком не существует никакой непосредственной связи.

Реакционное измышление представляет собой также и «теория» расового единства германских народов и преобладания среди них северного расового типа. Выполняя социальный заказ своих фашистских хозяев, современные расистские «ученые» стремятся найти этот тип всюду, куда направлены захватнические стремления зарвавшихся «вождей» гитлеровской «третьей империи». Так, например, на карте рас Европы, составленной в 1936 году неким майором Банзе, северная раса не только заполняет почти всю Германию, но в виде «остатков» от живших здесь германцев выступает также в северной Франции, в Австрии, в Испании и даже на Украине, около Киева (!!).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Писатель-большевик

Воспоминания об Н.А. Островском